В 1995 г. на Конференции министров по окружающей среде в Софии было решено создать в бывшем Советском Союзе региональные экологические центры (РЭЦы) по подобию того, который был образован в 1990 году в Будапеште. Рабочая группа ЕЭК ООН "Окружающая среда для Европы", куда входят правительственные эксперты, предложила, чтобы РЭЦ Будапешт провел оценку целесообразности создания подобных Центров в странах Содружества Независимых Государств (СНГ), включая, прежде всего, Молдову, Украину и Россию.
Как уже отмечалось, основной задачей Новых региональных экологических центров является оказание поддержки мероприятиям по охране окружающей среды в их странах. Их миссия - способствовать более широкому участию общественности в принятии решений по охране окружающей среды путем предоставления услуг, которые способствуют развитию гражданского общества в странах СНГ. Сотрудничество между различными слоями общества - неправительственными организациями (НПО), правительственными структурами и предпринимателями, а также между разными регионами оказывает быстрое и позитивное воздействие на непосредственное решение экологических проблем. Термин "НРЭЦ" (Новые региональные экологические центры) относится к организациям типа РЭЦ со штаб квартирой в Венгрии и странами Центральной и Восточной Европы в качестве охватываемого им региона деятельности.
После оценки, проведенной Региональным экологическим центром в Будапеште, министры по окружающей среде, встретившиеся в Софии, призвали к созданию Новых региональных экологических центров в бывшем Советском Союзе. Было решено, что такие центры можно начинать создавать в России, Украине и Молдове. Позднее к этому списку добавили Кавказский регион и Центральную Азию.
В течение последних нескольких лет был проведен целый ряд заседаний, организованных НПО и министрами по окружающей среде в этих трех странах для формулирования задач и определения структуры Региональных экологических центров. Из-за больших различий в географических условиях и состава населения в странах СНГ было решено создать три национальных центра и связать их общими целями и принципами. На встрече в Кишиневе, Молдова, в декабре 1997 г. была разработана и принята общая форма устава.
Помимо управления программами грантов для НПО, региональные экологические центры должны оказывать поддержку и способствовать развитию НПО, выполнять роль посредников между правительствами и общественностью, работать с частным сектором для достижения устойчивого развития, а также быть центрами информации и обучения. Однако, новые РЭЦы не должны зависеть от существующих НПО, а также от давления со стороны других групп. Это также и не лоббирующие организации.
Европейская Комиссия выделила средства на начало деятельности Новых РЭЦ и на первые рабочие программы НРЭЦ в четырех странах. Она также будет оказывать поддержку реализации рабочих программ в течение следующих нескольких лет и поможет с организацией Регионального экологического центра в Центральной Азии. Соединенные Штаты сконцентрировали свою помощь на Украине, но будут оказывать поддержку в той или иной степени и другим центрам.
Активная работа по созданию Российского РЭЦ началась на Стадии 1 Проекта ТАСИС "Новые РЭЦ". В конце 1997 г. - начале 1998 г. Институт советско-американских отношений при поддержке Агентства по охране окружающей среды США и группы ТАСИС по осуществлению проекта РРЭЦ организовал серию встреч с НПО и местными властями в ряде российских регионов для определения принципов и приоритетов новой организации. В результате этой работы и других подобных исследований появилась Концепция РРЭЦ. Эта Концепция и предполагаемые области деятельности РРЭЦ обсуждались на конференции, проводившейся в Москве в марте 1998 г. на средства, выделенные правительством Норвегии. В этой конференции приняли участие донорские организации, представители российского правительства и большое число
представителей различных НПО.
В июне 1998 г. руководитель рабочей группы ТАСИС по созданию РРЭЦ был избран Исполняющим обязанности Исполнительного директора РРЭЦ из 8 других кандидатов. К лету 1998 г. эта группа разработала окончательный вариант Устава и Учредительного договора РРЭЦ и передала их на подпись в Правительство России. Но из-за сложностей, возникших с согласованием в Министерстве финансов и частых в ту пору реорганизаций Правительства РФ закончить регистрацию в 1999 г. не удалось.
Летом 1999 г. Департамент по окружающей среде Европейской Комиссии предложил учредить РРЭЦ совместно с организацией, "близкой" к органам государственного управления РФ. Из нескольких возможных вариантов выбор пал на Российскую Академию государственной службы при Президенте РФ (РАГС), а Учредительные документы РРЭЦ были подписаны 6 марта 2000 г. на первом заседании Совета учредителей. В середине марта 2000 г. РРЭЦ начал свою деятельность. Было проведено три семинара, один круглый стол (национальные слушания по устойчивому развитию), создана Веб-страничка, разработан макет логотипа и проведено исследование потребности в экологической информации.
С 1 апреля 2000 г. (по завершении Стадии II Проекта Новых РЭЦ) по июль 2001 г. РРЭЦ не получал никакой финансовой помощи. Тем не менее, работа по организации РРЭЦ не прерывалась, и в августе 2000 г. РРЭЦ был официально зарегистрирован Московской регистрационной палатой. В январе 2001 г. РРЭЦ был зарегистрирован в налоговой инспекции и получил социальный, медицинский и пенсионный сертификаты. В феврале 2001 г. был открыт банковский счет РРЭЦ.
10 мая 2001 г. Комиссар Европейского Союза г-жа М. Валстром пригласила на встречу членов Совета Управляющих РРЭЦ. Г-жа М. Валстром изложила взгляды Европейской Комиссии на сотрудничество России и Европейского союза в области охраны окружающей среды и отметила важную роль и место Российского РЭЦ в этом процессе.
Первое заседание Совета управляющих РРЭЦ состоялось также 10 мая.
Была принята следующая резолюция:
- Г-н Прусак, губернатор Новгородской области, был назначен Председателем Совета управляющих РРЭЦ;
- Г-н Козельцев, назначенный Исполняющим обязанности Исполнительного Директора, был утвержден Исполнительным директором РРЭЦ;
- Совет управляющих постановил, что Исполнительный директор должен представить план работы РРЭЦ на втором заседании Совета управляющих.