24.02.2005 В связи с обострением ситуации с сохранением реликтовых лесов ландшафтного заказника "Большой Утриш" 20 февраля 2005 года группа представителей экологической общественности и журналистов Анапы (Краснодарский край) провела обследование территории заказника в ...
24.02.2005 Неправительственная экологическая организация «Care International» обратилась к населению Занзибара с исламским призывом уделять больше внимания проблемам окружающей среды. В последнее время над регионом нависла угроза экологического бедствия, т.к. ...
24.02.2005 По информации общественной организации "БРОК" (Бюро региональных общественных компаний, Владивосток), вопреки массовым протестам местного населения, компания "Транснефть" развернула масштабные изыскательские и подготовительные работы под строительство ...
24.02.2005 В степях Ольхонского района Иркутской области развернулась настоящая полномасштабная охота на соколов - балобанов и кречетов. Об этом свидетельствуют сотрудники Прибайкальского национального парка. Причем, отмечают они, численность соколов начала снижаться в ...
24.02.2005 Международный Социально-экологический союз (МСоЭС) выступил с обращением к министру здравоохранения и социального развития Михаил Зурабову, в котором потребовал проинформировать о принятых мерах в отношении выявленного два года назад загрязнения почвы ...
24.02.2005 21 февраля в Нижнем Новгороде прошла презентация этно-экологического фильма "Ужов выползень", созданного Нижегородским фольклорным клубом при участии Нижегородского общества охраны амфибий и рептилий при экологическом центре "Дронт".
22.02.2005 Группа экологических юристов выступили с предложением ко всем заинтересованным гражданам России присоединиться к инициированному ими судебному процессу в защиту российских лесов. Целью процесса является недопущение принятия какого-либо из вариантов ...
20.02.2005 Премьер-министр России Михаил Фрадков подписал постановление №64 о создании Комиссии по вопросам биологической и химической безопасности. Одной из главных целей создания комиссии является усовершенствование законов в области биохимической безопасности и ...
18.02.2005 Полосы дорожного движения только для общественного транспорта появятся в Екатеринбурге. Такая информация прозвучала в ходе обсуждения проекта «Удобный транспорт» Программным советом стратегического развития города до 2015 года. Основной целью проекта является ...
План работы Российского регионального экологического центра в рамках Прямого Соглашения № 2 с Европейской Комиссией
/ноябрь 2002 - январь 2004/
Преамбула
Проект Плана Работы подготовлен РРЭЦ в связи с окончанием Прямого Соглашения с Европейской Комиссией № 1 и начала финансирования Центра в рамках Соглашения № 2 с Европейской Комиссией. Он строится исходя из размеров финансирования, обусловленных условиями Соглашения нового периода и дополнительных средств доноров, сотрудничающих с Российским региональным экологическим центром на проектной основе.
Проблематика плана работы РРЭЦ полностью соответствует приоритетным темам, приведенным в Меморандуме Учредителей РРЭЦ и определяющим главные ориентиры деятельности Центра для Совета Управляющих. Приоритетные темы имеют следующую формулировку:
Развитие гражданского общества и местного самоуправления;
Стимулирование устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях;
Охрана окружающей среды и экономическая политика;
Распространение информации, тиражирование результатов и работа с прессой
Направления деятельности РРЭЦ, сформулированные в соответствии со Стратегией развития РРЭЦ, приводятся (там, где это представляется целесообразным и возможным) внутри приоритетных тем. Это позволяет детализировать виды работ и сформулировать конкретные проекты и мероприятия.
При формировании пакета проектов в первую очередь принимались во внимание рекомендации членов комитетов Консультативного Совета, заседания которых проводились в офисе РРЭЦ 14, 22 и 26 ноября.
Проект плана увязан с Рабочей Программой РРЭЦ, выполненной в рамках Прямого Соглашения 1. Он разработан с целью дальнейшего выполнения миссии Центра - укрепление межсекторального сотрудничества в целях охраны окружающей среды и устойчивого развития и вовлечение общественности в процесс принятия решений.
РРЭЦ: тип организации
На международном уровне РРЭЦ является одним из связующих звеньев между Россией и странами Европейского Союза, участвуя в разработке конкретных программ сотрудничества и распространяя передовой опыт. На национальном уровне РРЭЦ - организация гибридного вида: "фабрика мысли", организующая и усиливающая межсекторальный диалог; ресурсный центр для НПО, работающий также на задачи просвещения населения; информационный центр для сбора, хранения, и распространения информации и, наконец, организация, сопровождающая проекты и оказывающая консультационные услуги.
КОМПОНЕНТА 1
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Развитие и поддержка природоохранных неправительственных организаций
РРЭЦ проводит грантовую программу для общественных экологических организаций. Задачей программы грантов является укрепление гражданского общества. На конкурс подано 258 заявок.
Программа грантов общественным организациям по своим масштабам является основной формой поддержки неправительственного сектора и укрепления гражданского общества.
Рассматривается вопрос о том, что в следующем конкурсе грантов экологическая проблематика будет более тесно увязана с вопросами соблюдения прав человека и борьбой с коррупцией и расхищением природных богатств.
1.1.2 Помощь инициативам и проектам отдельных общественных экологических организаций, направленным на укрепление межсекторального сотрудничества и развитие потенциала российского экологического движения
Оказание поддержки путем возмещения транспортных расходов представителям общественных организаций, участвующих в крупных международных конференциях (семинарах). РРЭЦ выделит расходы на оплату командировочных издержек для участия представителей неправительственного сектора на конференции в Киеве в мае 2003 года "Окружающая среда для Европы".
РРЭЦ разработает и представит Совету управляющих критерии по поддержке отдельных инициатив и проектов общественных организаций, имеющих своей целью укрепление межсекторального сотрудничества и потенциала российского экологического движения. Совет управляющих примет решение о целесообразности поддержки тех или иных инициатив, исходя из одобренных критериев.
1.1.3 Укрепление правоприменения в области охраны окружающей среды
Построение гражданского общества невозможно без сознательного выполнения законов. РРЭЦ будет способствовать повышению правовой культуры в обществе на основе осознания разными секторами общества своей ответственности за воздействие на окружающую среду. Проект будет развивать результаты, достигнутые в рамках семинара, "Экологическое правоприменение в России" от 29 ноября 2002 года, прошедшего в Российской академии государственной службы. Предполагается продолжение сотрудничестве в данной области с Отделом стран - не членов ОЭСР Директората по охране окружающей среды. Формирование и поддержание сети активистов/организаций в области экологического правоприменения может рассматриваться как один из возможных вариантов реализации проекта.
Другие возможные формы реализации проекта и представления результатов должны быть обсуждены в рамках совместного заседания Комитета Консультативного Совета и членов Совета Управляющих, для нахождения оптимального варианта с точки зрения критерия "затраты - качество".
1.2 Повышение уровня просвещения населения
1.2.1 Стимулирование участия России в Орхусской Конвенции
РРЭЦ стремится придать процессу принятия экологически значимых решений более прозрачный и демократичный характер. Возможное присоединение России к Орхусской Конвенции - важнейший международно признанный шаг в этом направлении. Изучение обстоятельств, способствующих и барьеров, препятствующих этому политическому решению Правительства РФ, а также оказание практической помощи при рассмотрении вопроса о присоединении к Орхусской конвенции будет в центре внимания данного проекта.
РРЭЦ будет проводить семинары с населением по ознакомлению с содержанием Орхусской конвенции, и что, может стать более важным, готовить правовую базу для вовлечения населения в процесс обсуждения и принятия решений.
1.2.2 Поддержка сети активистов в области разработки и выполнения местных планов действий
РРЭЦ будет оказывать поддержку, созданной в предшествующий период деятельности Центра, сети практиков и организаций в области планирования охраны окружающей среды на местном уровне в рамках совместного проекта Новых региональных экологических центров. В рамках данного проекта предусматривается активный обмен информации между участниками объединенной сети, проведение ряда образовательных семинаров. В центре внимания проекта будут находиться вопросы методического обеспечения процесса составления планов на местном уровне.
КОМПОНЕНТА 2
СТИМУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ГЛОБАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ
2.1 Стимулирование диалога между всеми заинтересованными сторонами:Глобальное изменение климата
Водная инициатива Европейского Союза и региона Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии
Органическое земледелие: проект Новых региональных экологических центров
2.1.1 Помощь в преодолении барьеров на пути ратификации Киотского Протокола Россией
РРЭЦ будет активно стимулировать развитие диалога на международном и национальном уровнях по вопросу ратификации Киотского протокола. РРЭЦ будет участвовать в подготовке Конференции ООН по климату в Москве. Совместно с Экофорумом и другими неправительственными организациями перед Конференцией РРЭЦ планирует провести круглый стол для общественных организаций и научных центров по проблемам климата и Киотского протокола. Планируется издание печатной продукции. РРЭЦ предполагает найти спонсоров для софинансирования данного мероприятия
2.1.2 Разработка основ регулирования выбросов парниковых газов на предприятиях РФ
Проект будет способствовать установлению взаимопонимания между государственными регулирующими органами и частным сектором. Он будет развивать проект, посвященный созданию основ регистрации выбросов на предприятиях Новгородской области. Предполагается организация совместной работы государственных служащих и представителей бизнеса по разработке и внедрению форм отчетности и регистрации выбросов парниковых газов.
2.1.3 Помощь в подготовке Встречи на высоком уровне по Водной Инициативе в Москве 5 - 6 марта 2003 г.
РРЭЦ берет на себя функции Секретариата по подготовке и проведению встречи на высшем уровне в Москве, посвященной Водной Инициативе. Данная встреча может рассматриваться как начало содержательной работы по Водной Инициативе, презентация которой состоялась в Йоханнесбурге в рамках Всемирного Саммита.
2.1.4 Распространение информации и обобщение итогов московской встречи на высшем уровне
РРЭЦ планирует подготовить информационный буклет об итогах московской встречи на высшем уровне и сделать обобщение по региону ВЕКЦА к конференции министров в Киеве. Совместно с общественными организациями будет подготовлен отдельный буклет по взгляду неправительственного сектора на старт и перспективы Водной Инициативы
2.1.5 Устойчивое органическое земледелие и снижение популяционного риска здоровью населения
В сотрудничестве с новыми региональными экологическими центрами (прежде всего РЭЦ Молдовы и РЭЦ Кавказа) Российский региональный экологический центр планирует проводить работу с населением по изменению модели потребления в сторону экологически чистых и генетически немодифицированных пищевых продуктов. Привлечение внимание Государственной Думы и органов государственного управления к необходимости стимулирования роста производства, продажи и закупок данного вида продуктов путем разработки соответствующей нормативно- правовой документации.
В качестве конкретных мероприятий РРЭЦ планирует проведение пиаровских акций по привлечению внимания к данной проблеме со стороны населения, отечественных товаропроизводителей и импортеров из стран, охваченных деятельностью новых РЭЦ, для поставки экологически чистых продуктов в РФ.
Планируется изучение опыта решения данной проблемы странами Европейского Союза.
2.2 Оценка показателей устойчивого развития, создание основ сети для общественного мониторинга устойчивого развития
В России уже было проведено несколько исследований, посвященных оценке устойчивого развития. РРЭЦ планирует провести ряд обсуждений по формированию выборки показателей, наилучшим образом характеризующих состояние устойчивости. Центр намерен начать работу по созданию сети экспертов и организаций, связанных с данной проблематикой и подготовить проект по расчету показателей устойчивого развития и их мониторингу.
Предполагается проведение конференции в Российской академии государственной службы по вопросам устойчивого развития, измерения его параметров и обучения в области мониторинга. Средства на конференцию будут запрошены РРЭЦ дополнительно в Департаменте международного развития Великобритании.
КОМПОНЕНТА 3
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 3.1 Распространение в обществе знаний по реальной стоимости природных ресурсов
Природные ресурсы (блага) в России имеют заниженную ценность. Это обуславливает их чрезмерную эксплуатацию, что грозит скорым исчерпанием природных богатств страны. Распространение среди различных секторов российского общества знаний о реальной цене природных ресурсов (благ), которая не соответствует их рыночной стоимости (если, такая имеется), будет способствовать постепенному формированию ядра единомышленников, способных не только привлекать внимание к этому вопросу, но и аргументировано доказывать необходимость корректировки существующего типа развития. Проект предполагается осуществлять при поддержке Всемирного Банка.
3.2 Внедрение принципов общественного участия и минимизации рисков при инвестировании в потенциально экологически опасные проекты
По поручению Европейского Банка Реконструкции и Развития РРЭЦ проводит анализ материалов Росавтодора по оценке воздействия на природную среду автодорог Чита - Хабаровск и участка Кольцевой Автодороги Санкт-Петербурга с точки зрения их соответствия действующему российскому законодательству, директивам Европейской Комиссии и экологической политике и процедурам ЕБРР. Отдельное внимание уделяется социальным аспектам строительства: учет компенсационных расходов жителям и их имуществу, находящимся в зоне воздействия проектов.
3.3 Поощрение внедрения передовых стандартов управления охраной окружающей среды и методов чистого производства в российском бизнесе
В качестве шагов по воплощению положений Йоханнесбурга РРЭЦ будет изучать, обобщать (в форме доклада) практику развития корпоративной социальной ответственности в странах Европейского Союза. Внимание будет уделено механизмам переговоров и принятию добровольных обязательств предпринимательскими структурами, а также методам государственного стимулирования перехода компаний на передовые стандарты.
РРЭЦ предполагает участвовать в программе "Чистое производство" в рамках проекта Северное Измерение.
3.4 Разработка схем финансирования природоохранной деятельности через внедрение механизмов "долги за природу"
В сотрудничестве с Всемирным Фондом Дикой Природы (WWF) РРЭЦ планирует ускорить рассмотрение возможностей многосторонних зачетов долгов в счет проведения мероприятий по охране природы (устойчивому развитию) в регионе ВЕКЦА. С этой целью предполагается провести рабочее совещание заинтересованных организаций и экспертов по этой проблеме и сделать ряд публикаций. Предполагается, что Всемирный Банк окажет поддержку становление данного проекта.
КОМПОНЕНТА 4
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ТИРАЖИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ, РАБОТА С ПРЕССОЙ
4.1 Проведение публичной кампании по выстраиванию новой системы управления охраной окружающей средой в России с учетом интересов власти, бизнеса и общественности
За последнее время в системе управления охраной окружающей среды не было достигнуто сколь-нибудь значимых результатов. Несмотря на появление ряда программных документов (Экологическая доктрина), на национальном уровне не были предприняты последовательные шаги по реформированию этого сектора. Постоянно возникали трудности с проведением экологических экспертиз, проблемы разделения полномочий между центром и субъектами федерации; подошла к краху система природоохранных платежей. Вместе с тем, такая ситуация не может более продолжаться, и, наверное, вопрос, который должен быть скоро решен - это становление новой системы управления охраной окружающей среды. Новая система управления, конечно, не может воспроизводить существующую модель, институционально объединяющую природоэксплуатирующие и природоохранные функции, но, видимо, и не должна иметь много общего с прежней моделью Госкомприроды РФ, страдавшей бюрократизмом, невниманием к национальным интересам развития экономики России.
В то же время, мировой опыт показывает, что существуют реальные механизмы, позволяющие решать экологические задачи экономически и социально приемлемым способом. Диалог власть - бизнес - общественность для поиска взаимоприемлемых решений считается единственно возможным методом разрешения конфликтов в цивилизованном обществе.
В условиях интеграции России в международные экономические структуры (ВТО и др.) и активного участия нашей страны в решении глобальных социальных, экономических и экологических проблем необходимо учитывать как возросший уровень конкурентноспособности национальных экономик, что оказывает прямое влияние на экономику РФ, так и положение России как экологического донора для мирового сообщества. Именно необходимость учета сегодняшних реалий России делает проведение публичного диалога необходимым.
РРЭЦ предусматривает привлечение крупнейших российских масс медиа к организации кампании по формированию позитивного образа новой системы управления охраной окружающей среды в России.
Предполагается подготовка доклада по данной проблематике, его широкое распространение и предварительное обсуждение на конференциях и круглых столах, в телевизионных программах. В дальнейшем организуется итоговая конференция и последующий шлейф публикаций.
4.2 Распространение информации и тиражирование результатов
При поддержке РЭФИА РРЭЦ планирует предоставление оперативной информации в виде новостной ленты, пресс - релизов, информационных сообщений.
Будет рассмотрен вариант составления специальных информационных листков, предоставляющих информацию о наиболее значимых результатах сотрудничества РФ со странами Европейского Союза в области экологии, последних директивах Европейской Комиссии, важнейших результатах конференций и др.
5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТА ПО КОМПОНЕНТАМ
В процентном соотношении он распределяется следующим образом по компонентам:
- Развитие гражданского общества и местного самоуправления 62%
- Стимулирование устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях 25%
- Охрана окружающей среды и экономическая политика 8%
- Распространение информации, тиражирование результатов и работа с прессой 5%.