English version

Аналитика

  • Разработка основ государственного регулирования выбросов парниковых газов на предприятиях Российской Федерации
  • Система регистрации выбросов и стоков парниковых газов в России
  • Изменение климата. Время действовать.

  • События

  • Финляндско-российский совместный семинар по созданию институциональной системы для реализации Киотского протокола Материалы семинара

  • Документы

    Ссылки

  • Киотского протокола


  • Изменение климата. Время действовать.




    1. Научное обоснование мер по борьбе с изменением глобального климата

    Интенсивные исследования глобальных климатических изменений продолжаются уже более 30 лет во многих странах мира, в том числе России. На основании результатов этих исследований Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК), образованной в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН № 43/53 от 6 декабря 1988 года, был сделан вывод о том, что в последние 150 лет (с начала индустриальной революции) происходит беспрецедентный рост концентрации парниковых газов (ПГ), прежде всего углекислого газа, в результате чего изменяется атмосферная циркуляция, повышается среднеглобальная среднегодовая температура. Столь быстрые темпы климатических изменений не наблюдались по меньшей мере в последние 150 тыс. лет, а возможно и более 1 млн лет, что подтверждается многочисленными исследованиями палеоданных.

    Антропогенный характер климатических изменений, происходящих в последнее столетие, не вызывает сомнений у подавляющей части мирового научного сообщества. Этот вывод был опубликован в Первом оценочном докладе МГЭИК (1989 г.), представленном в декабре 1990 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН и на Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

    В Третьем оценочном докладе МГЭИК (2000 г.) сделан вывод о том, что текущие темпы роста концентрации парниковых газов и среднеглобальной температуры значительно превышают даже те пессимистические прогнозы, которые были сделаны в предыдущем Втором докладе МГЭИК. С помощью математических моделей были проанализированы вероятные сценарии климатических изменений на долгосрочную перспективу. В течение текущего столетия средняя температура на Земле может повыситься на 6 С. Это приведет к разбалансировке глобальной экосистемы, непредвиденным локальным эффектам, огромному ущербу для экономики, социальной сферы и окружающей среды.

    Последствия климатических изменений оцениваются МГЭИК как катастрофические практически для всех регионов мира, в том числе для России. Для их смягчения рассматриваются два направления действий: 1) адаптация к изменениям климата и 2) снижение антропогенного воздействия на климатическую систему (сокращение выбросов ПГ). Именно эти направления действий были одобрены мировой научной общественностью и приняты в основополагающих документах ООН по проблеме изменения климата.



    2. Международные соглашения по глобальному климату

    В 1995 г. вступила в действие разработанная во исполнение решения Генеральной Ассамблеи ООН № 46/169 от 19 декабря 1991 года об охране глобального климата в интересах нынешнего и будущих поколений человечества Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК), ратифицированная Российской Федерацией в 1994 г. В преамбуле к Конвенции в частности говорится, что Мировое сообщество принимает этот договор: "будучи озабоченным тем, что в результате человеческой деятельности произошло существенное увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере, что такое увеличение усиливает естественный парниковый эффект и что это приведет, в среднем, к дополнительному потеплению поверхности и атмосферы Земли и может оказать неблагоприятное воздействие на природные экосистемы и человечество".

    Основной целью РКИК является: "добиться во исполнение соответствующих положений Конвенции стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему".

    Меры, определенные РКИК, предусматривают применение важнейшего принципа ООН - принципа общей, но дифференцированной ответственности, с учетом социальных и экономических условий стран. Причем, признается, что основную ответственность за антропогенные изменения климата несут промышленно развитые страны.

    В РКИК определено (ст. 4 п.2а), что страны Приложения I РКИК (в том числе Российская Федерация) должны принять национальную политику по борьбе с изменениями климата и его негативными последствиями и продемонстрировать лидерство в этой области для остальных стран.

    В развитие РКИК, были разработаны экономические механизмы международного сотрудничества по снижению выбросов ПГ и поддержки мер по адаптации к климатическим изменениям, включенные в Киотский протокол к РКИК, принятый в декабре 1997 г. и ратифицированный 121 странами мира (по состоянию на апрель 2004 г.).

    Основополагающим для принятия Киотского протокола стал один из базовых принципов международного права - принцип предосторожности, который гласит: "в тех случаях, когда существует угроза серьезного или непоправимого ущерба, отсутствие полной научной определенности не должно быть причиной откладывания рентабельных мер, направленных на предотвращение экологической опасности".

    Согласно Киотскому протоколу, страны Приложения Б (включая Россию) получают квоту на выбросы парниковых газов (список газов и их источников представлен в Приложении А) на период 2008-2012 гг. Для России установлена квота в размере 100% от уровня выбросов 1990 г. Переговоры об обязательствах стран на последующие периоды, на которых России предстоит договариваться о будущей квоте, должны начаться не позднее 2005 г.

    Для снижения затрат на сокращение выбросов Протоколом предусматриваются механизмы "гибкости", предполагающие возможность финансирования мер по снижению выбросов ПГ в тех странах, где это наиболее выгодно, с последующей передачей единиц сокращения выбросов странам-инвесторам. Так, например, снижение выбросов СО2 в энергетике и ЖКХ России, по имеющимся оценкам, обходится почти на порядок меньше, чем в Японии и странах ЕС.



    3. Экономические последствия ратификации протокола для России

    Участие России в Киотском протоколе не несет никаких угроз экономическому и социальному развитию страны. Затраты на выполнение обязательств, по данным Министерства экономического развития и торговли РФ, не превосходят 10% от затрат на экологический мониторинг (0,03% расходов госбюджета).

    Количественные обязательства по ограничению выбросов ПГ на 2008-2012 гг. Россия выполнит, даже не прибегая к каким-либо специальным мерам. Это подтверждается прогнозами, представленными в Национальном докладе по проблемам изменения климата (2003), Третьем Национальном сообщении Российской Федерации по РКИК (2002), а также в публикациях Бюро экономического анализа, Института энергетических исследований РАН и др.

    В настоящее время выбросы ПГ ниже уровня 1990 г. более чем на 30%. Расчеты, основанные на данных "Энергетической стратегии России до 2020 г.", принятой Правительством РФ в 2003 г., показывают, что выбросы от потребления энергоресурсов (их доля в суммарных выбросах в 1999 г. 97%) не достигнут уровня 1990 г. даже до 2020 г. В соответствии с пессимистическим сценарием максимальный рост выбросов к 2020 году составит 95% от уровня 1990 г.

    Механизмы "гибкости" Киотского протокола позволяют России привлекать инвестиции в проекты по модернизации энергетики, ЖКХ, ряда отраслей промышленности, а также в лесное хозяйство в обмен на сокращенные выбросы. Объем таких инвестиций будет определяться мировым рынком, на котором Россия - крупнейший потенциальный продавец квот.

    По имеющимся оценкам, спрос со стороны стран ЕС до 2012 г. составляет не менее 600 млн т СО2-эквивалента, Японии - около 1 млрд т СО2, Канады - 200-300 млн т. Кроме того, значительный спрос на "углеродные" квоты будет предъявляться и со стороны частных компаний, которые уже сейчас готовят и реализуют инвестиционные проекты в различных странах мира. Текущая цена квот на выбросы ПГ на мировом рынке составляет 3-5 долл./т СО2, несмотря на то, что Киотский протокол еще не вступил в силу.

    Важно отметить и дополнительные выгоды от участия России в Киотском протоколе. К ним, прежде всего, относятся социальные выгоды, связанные со снижение заболеваемости и смертности от загрязнения воздуха веществами, сопутствующими выбросам ПГ от сжигания ископаемого топлива (по некоторым оценкам, снижение смертности до 40 тыс. случаев в год). Кроме того, большое значение для экономики страны и госбюджета будет иметь ожидаемое увеличение цен на экспортируемые из России природный газ, электроэнергию, металлы и другие энергоемкие товары и т.д.

    Задачи обеспечения устойчивого экономического роста и цель удвоения ВВП, поставленная Президентом России В.В.Путиным, требуют переориентации национальной экономики от преимущественно сырьевой направленности к развитию высокотехнологичных, энерго- и ресурсоэффективных производств. Это полностью отвечает современным тенденциям развития ведущих стран мира. Киотский протокол создает дополнительные возможности для активного продвижения России в этом направлении.



    4. Политические аспекты ратификации

    Российская Федерация последовательно проводит курс на укрепление договорных отношений в рамках системы ООН. С этой точки зрения ратификация Киотского протокола, как одного из механизмов реализации Рамочной конвенции ООН об изменении климата, безусловно, явилась бы существенным шагом в направлении поддержки деятельности ООН в области борьбы с изменением климата. Отказ же от ратификации, напротив, вносит вклад в размывание сложившейся практики принятия мер глобального характера и переносит центр тяжести в этой области на односторонние, несогласованные действия.

    Не позднее 2005 года (скорее всего - в 2004 ) будут начаты международные переговоры по количественным обязательствам Сторон Киотского протокола на период после 2012 года. В отсутствии ратификации Россией Протокола эти переговоры, скорее всего, трансформируются в переговоры по осуществлению этого международного договора без России. Последствия не участия Российской Федерации в таких переговорах и ее изоляция на международной арене в этой области будут иметь колоссальные политические последствия. Особенно при понимании возможности возвращения США под "зонтик" Киотского протокола еще до 2005 года.


    С.Н. Кураев

    119049, Москва,
    ул.Б. Якиманка, д.39/20, стр.1
    Телефоны: (095) 238-17-96, 238-46-66.
    Факс: 238-27-76
    E-mail: info@rusrec.ru
    Российского Регионального Экологического Центра
       П Р О Б Л Е М Ы     И З М Е Н Е Н И Я     К Л И М А Т А