|
Проблемы гармонизации экологической экспертизыНет ничего зазорного в ревизии старой советской экологической политики. Она была достаточно демагогичной, формальной и неэффективной. Суть в том, что вместо разумных преобразований и уточнения характера и масштабов экологических требований, происходит ликвидация общепризнанных механизмов противодействия неконтролируемому экономическому росту. Откат в 70-е годы прошлого века в состоянии экологической политики и ее институциональной базы в Российской Федерации не мог, естественно, не затронуть и один из важнейших инструментов государственного регулирования – экологическую Отставание от всей Европы, а скоро и от соседей по СНГ станет хроническим. Не видно как ростков позитивных изменений, так и потенциала для этих изменений. Что в это время происходит в Европе? Они ярко проявляются и в организации экологической экспертизы. Что еще подкупает в европейской культуре принятия решений, так это логика связи внутренних процедур с принятыми международными обязательствами (конвенциями). Одно не существует в отрыве от другого. Логика, порожденная воспитанным чувством ответственности. Директива Европейской Комиссии по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) закрепляет предупредительный подход к охране окружающей среды. Процедура ОВОС в Европе действительно является важнейшим условием для принятия принципиального решения о строительстве объекта. Директива по стратегической экологической оценке распространяет этот принцип на ключевые документы и стратегии развития. Директива по участию общественности в разработке природоохранных программ и планов и обеспечению права на правосудие непосредственно реализует положения Орхусской конвенции. В целом, европейский опыт высвечивает черты «идеальной» экологической экспертизы: Какая ситуация в России с ОВОС и государственной экологической экспертизой (ГЭЭ)? Практически отсутствует механизм отбора проектов для проведения ГЭЭ. Процедура ОВОС узкоотраслевая, а, значит, прорабатываемые альтернативы очень ограничены. Процедуры консультаций с общественность плохо налажены и, как правило, неэффективны. Процедура ГЭЭ все больше начинает походить на «бумажную работу», сводящуюся исключительно к контролю соответствия предлагаемого проекта существующим техническим требованиям, вместо анализа проекта. С чего надо начать? Доказывать очевидное, что для Министерства природных ресурсов РФ охрана окружающей среды — лишняя нагрузка, не будем. Переброска отдельных объектов экологической экспертизы из одного ведомства в другое, как это происходит сейчас, ничего не решает, и решить, в принципе, не может. Есть и необходимые детали, над которыми тоже надлежит работать. Полагаем целесообразным: Алексей Зрянин, заместитель генерального директора ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» Ответить |
© 2007 РРЭЦ Все права защищены |
Наш адрес:127473, Москва, 1-й Волконский пер, д.13, стр.2Телефон центра:(495) 737-64-48 |