|
Ход и перспективы реализации стратегии для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной АзииРечь г-жи Соледад Бланко, Директора Директората международного сотрудничества, Генерального директората по окружающей среде Европейской комиссии на пленарном заседании Белградской конференции. Уважаемые г-н Председатель, Министры, Ваши Превосходительства, В качестве сопредседателя Специальной рабочей группы по реализации ПДООС со стороны доноров я хотела бы также поддержать данный доклад о прогрессе в ходе реализации Экологической Стратегии ВЕКЦА. В соответствии с решениями Киевской конференции министров 2003 года доклад был подготовлен под эгидой Специальной рабочей группы по реализации ПДООС, предусматривающей уникальный процесс сотрудничества стран ВЕКЦА, НПО и всех международных организаций, активно работающих в этом регионе. В результате, я полагаю, мы можем быть уверенными в том, что подготовлена аналитическая база, наилучшая из возможных, на основе которой мы можем обсуждать прогресс и будущие вызовы в области экологии, с которыми сталкиваются страны ВЕКЦА. В качестве сопредседателя Специальной рабочей группы я хотела бы выразить признательность всем тем, кто принял участие в подготовке доклада. Я хотела бы воспользоваться предоставленным мне временем, чтобы отметить некоторые ключевые выводы, вытекающие из доклада, и обозначить, каким образом Европейская Комиссия будет продолжать поддерживать реформы в сфере охраны окружающей среды в регионе ВЕКЦА после Белградской конференции. Водоснабжение и канализация были приоритетными областями для СРГ ПДООС на протяжении периода после Киевской конференции. В докладе указано, что достигнут важный прогресс в осуществлении реформирования политики и институтов в водном секторе, и не в последнюю очередь, в отношении тарифов. Однако, общая ситуация всё ещё остается критической. Потребуются значительные дальнейшие усилия – и финансирование – для достижения Целей развития Тысячелетия в странах ВЕКЦА. Тысячи детей умирают ежегодно в этом регионе из-за загрязненной воды. Необходимо приложить силы для борьбы с этой человеческой трагедией. Но достигнуты и определенные экономические результаты как следствие инвестирования в водный сектор: в докладе отмечено, что социальные выгоды от обеспечения доступа к безопасному водоснабжению и услугам канализации в 13 раз превышают затраты на предоставление таких услуг. Водоснабжение и канализация должны оставаться приоритетной сферой деятельности и после Белградской конференции. Водная инициатива ЕС, которую теперь возглавляет Румыния в качестве председателя для региона ВЕКЦА, будет продолжать оказывать поддержку этому виду деятельности. Второй приоритетной областью для СРГ ПДООС являлась реформа экологической политики и институтов. Здесь также удалось достичь прогресса, особенно в сфере реформирования природоохранного законодательства и совершенствования природоохранных институтов – хотя и здесь прогресс не был однозначным и всеобщим и некоторые министерства охраны окружающей среды подверглись деградации своего статуса и ресурсов за время, прошедшее после Киевской конференции. Министерства охраны окружающей среды во всех странах ВЕКЦА сталкиваются с огромными трудностями при разработке реалистичных стратегий и реформировании основных инструментов своей политики. Например, в докладе отмечено, что процедуры ОВОС во многих странах ВЕКЦА не соответствуют международной практике. Работа СРГ ПДООС показала, что разрешительные системы в странах ВЕКЦА – еще один фундаментальный инструмент экологического менеджмента – не эффективны. И, что самое главное, министерствам охраны окружающей среды приходится доказывать, почему охрана природы должна быть интегрирована в структуру развития национальной экономики и в стратегию борьбы с бедностью. Я считаю, что усиление потенциала природоохранных институтов в странах ВЕКЦА должно оставаться приоритетным направлением после Белградской конференции. Кроме того, я полагаю, что нам необходимо по-новому взглянуть на эту проблему и найти более эффективные подходы для её решения. Еще один вывод из данного доклада, который я хотела бы выделить, связан с проблемой энергоэффективности. Страны ВЕКЦА недостаточно активно осуществляют меры по повышению энергоэффективности, и в результате энергоёмкость в этом регионе в три раза превышает показатели Западной Европы. Можно было бы мобилизовать финансы международных рынков для первоначальных инвестиций и получить при этом хорошую прибыль на вложенный капитал. Данный регион имеет потенциал, соответствующий порядку 40% глобального углеродного рынка, а его заявки на участие в механизмах чистого развития соответствуют менее чем 1%. Я полагаю, эти примеры наглядно иллюстрируют тот факт, что предстоит сделать гораздо больше для решения экологических проблем в регионе ВЕКЦА. Сообщество доноров должно сыграть решающую роль – и проявить заинтересованность – в данном процессе, в частности, в отношении более бедных стран ВЕКЦА. Однако, как аргументировано показано в докладе, общий уровень помощи в сфере охраны природы, оказываемой данному региону, сокращается с начала текущего столетия, как в абсолютных показателях, так и в отношении доли средств, приходящихся на двустороннюю помощь. Поддержка со стороны Европейской Комиссии за этот же период увеличилась в таком объеме, что в настоящее время Еврокомиссия является самым крупным донором для стран ВЕКЦА в природоохранной сфере. В этом году Еврокомиссия приняла новый набор финансовых инструментов, четко увязанных с политикой ЕС в сфере сотрудничества со странами этого региона, что позволит также реструктурировать наше природоохранное сотрудничество со странами ВЕКЦА. В этой связи позвольте мне кратко изложить, что под этим подразумевается. Программа Tасис была заменена новым инструментом – “Европейский инструмент добрососедства и партнерства” (ENPI). Это политический инструмент, направленный на устойчивое развитие и сближение с политикой и стандартами ЕС. Он нацелен на поддержку приоритетных направлений, согласуемых совместно ЕС и странами-партнерами в виде Планов действий в рамках политики добрососедства, а в случае Российской Федерации, в виде Стратегического партнёрства с Россией. В течение периода 2007-2013 гг. из фондов ЕС будет выделено приблизительно 12 млрд. евро для поддержки реформ в странах-партнёрах. Это соответствует росту на 32% в реальном выражении. Разрабатываются также новые формы технического содействия, такие как целевая экспертная помощь, долгосрочные соглашения о взаимодействии с администрациями стран-членов ЕС (на национальном, региональном или местном уровне) и участие в программах и в работе органов Сообщества. В рамках текущей финансовой помощи будут определены приоритеты, совместно со странами и другими важными участниками, в виде Стратегий развития стран (СРС ), рассчитанных на срок 7 лет, а также в виде детальных национальных индикативных программ (НИП) на строк 3 года и более детализированных годовых программ. Приоритеты, выделенные в Планах действий и согласованные с соответствующими органами стран, будут служить полезными ориентирами при составлении программ помощи, в том числе и для других доноров и международных финансовых институтов. Этот инструмент дает возможность оказывать поддержку при реализации природоохранных проектов в данном регионе до тех пор, пока они рассматриваются как приоритетные заинтересованными странами и включены в вышеуказанные программы. Новые правила финансирования исключают гранты для финансирования свободных бюджетов, как в случае с СРГ ПДООС и РЭЦами, что было возможным при применении прежних инструментов, и в этой связи данные организации должны будут сфокусировать свое внимание на возможностях для финансирования проектов, связанных с приоритетами, определенными в Планах действий в рамках политики добрососедства и в Дорожной карте по общему экономическому пространству ЕС-Россия. Существуют и другие возможности финансирования со стороны Европейского Сообщества, такие как поддержка деятельности по реализации существующих природоохранных конвенций ЕЭК ООН, а также совместно со странами-членами ЕС, мер по улучшению состояния водного хозяйства в регионе ВЕКЦА в контексте достижения целей, поставленных в рамках Водной инициативы ЕС. Эти направления были определены Европейской Комиссией в документе, принятом еще в мае месяце сего года в рамках подготовки к Белградской конференции. Ответить |
© 2007 РРЭЦ Все права защищены |
Наш адрес:127473, Москва, 1-й Волконский пер, д.13, стр.2Телефон центра:(495) 737-64-48 |