"РРЭЦ может сыграть важную роль в фокусировании большего внимания на вопросах защиты окружающей среды и связи с экономической политикой, а также в укреплении экологического гражданского общества"

Марго Валлстрем, Комиссар ЕС по вопросам охраны окружающей среды в 1999-2004 гг


Диалектика процесса восприятия

13.02.2017

Поскольку речь идет об обучении, то процесс усвоения знаний определяется не только характером и свойствами научных знаний, но и свойствами субъекта, воспринимающего их. Противоречия у обучаемого могут возникнуть при восприятии и непротиворечивого материала. Процесс восприятия в силу объективности психических свойств человека также диалектичен и, следовательно, противоречив, поэтому в ходе обучения можно создавать проблемные ситуации, основанные на противоречиях восприятия. Они могут строиться на недостаточно глубоком или формальном понимании обучаемыми учебного материала, ограниченных представлениях, порождаться двусмысленностью иных формулировок, терминов, условностью их.

Например, в практике широко используется понятие закона сохранения энергии, при этом также существует термин потери энергии. Однажды на конференции один из докладчиков параллельно употреблял оба этих понятия. На мое замечание о том, что они несовместимы, так как противоречат друг другу, он так и не смог ничего возразить. А дело здесь в том, что на самом деле, вопреки очень распространенному мнению, закона сохранения энергии нет, а есть закон сохранения энергии в замкнутых системах. Кроме того, речь шла в действительности не о потерях энергии, а о потерях механической энергии. Вот так недосказанность в понятиях или поверхностное их понимание и приводит к противоречиям. Предстоит судебный процесс? Городская коллегия адвокатов поможет вам его выиграть.

Часто проблемные ситуации обусловлены поспешностью выводов, односторонним пониманием, неосознанным сужением рамок при анализе или, наоборот, выходом за рамки принятой модели, без учета побочных эффектов и т. п. Каждый исследователь знает, что именно такими обстоятельствами обусловливаются его собственные многочисленные ошибки, когда он сам ищет истину. Но они, эти ошибки, как правило, скрываются, результат выдается уже готовый, в конечном виде. И если с точки зрения науки вообще описанные выше противоречия являются формальными, то с точки зрения поиска, восприятия научных знаний они диалектичны.








Направления работы