Тематический каталог
- Глобальные проблемы и устойчивое развитие (335)
- Проблема ГМО (48) - Проблема изменения климата (94) - Экономические механизмы Киотского протокола (20) - Законодательство и правоприменение (192) - Новости РРЭЦ (77) - Общество (279) - Охрана окружающей среды (318) - Загрязнение окружающей среды (73) - Экономика и технологии (194) - Природоохранные технологии (50) - Экономика окружающей среды (107) - Экономические механизмы Киотского протокола (20) - Энергоэффективность (25)
|
Горячие вопросы Кавказа. Быть или не быть Кавказской конвенции?27-28 апреля с.г. в г. Больцано ( Южный Тироль, Италия) состоялась международная встреча экспертов, назначенных правительствами стран Кавказского региона ( Азербайджан, Армения, Грузия, Иран, Российская Федерация, Турция) при участии и поддержке ЮНЕП и Европейской комиссии. Во встрече также принимали участие представители WWF России и Грузии. Встреча была организована при содействии и в здании Европейской Академии (European Academy) – в продолжении переговорного процесса, начатого еще в декабре 2002 г. о возможности разработки проекта Кавказской конвенции. Как и ранее в двух встречах 2007 г., в Больцано в переговорах также принимали участие эксперты и представители Альпийской конвенции, ФАО и Горное партнерство, выказывая огромный интерес и внимание к процессу. Основу для дальнейших переговоров заложило Вадузское заявление министров, принятое в ноябре 2007 г. в г. Вадуз в Лихтенштейне о необходимости дальнейшего развития международного сотрудничества в этой области. ЮНЕП, РЭЦ Кавказа и РРЭЦ с привлечением экспертов Института географии РАН и экспертов ведущих научно-исследовательских институтов Грузии специально для Совещания назначенных правительствами экспертов по процессу сотрудничества на Кавказе был подготовлен на русском и английском языках базовый документ «Устойчивое развитие горных регионов Кавказа. Возможные сферы межправительственного сотрудничества», что чрезвычайно обогатило и сделало предметными состоявшиеся переговоры. В результате на переговорах в г. Больцано был достигнут определенный прогресс: на основе двухдневного интенсивного обсуждения этого комплексного базового документа, проявленной доброй политической воли было подтверждено намерение стран продолжить процесс сотрудничества, эксперты обязались представить своим правительствам тематические направления возможного межправительственного сотрудничества и передать подтвержденное представителем Ирана приглашение провести очередную Встречу министров в Иране. Для России обеспечение экологической безопасности на Кавказе представляет особый интерес. Приблизительно четверть территории России приходится на горные регионы, и из 88 субъектов РФ 43 имеют в своем составе горные территории, которые играют уникальную роль в поддержании биоразнообразия в целом. В горах сосредоточено огромное разнообразие историко-культурных комплексов с уникальными традициями природопользования. Вместе с тем, современная практика освоения горных территорий нередко ведет к утрате биоразнообразия и дестабилизации горных экосистем и ландшафтов. Кавказ - очень древняя горная страна, сложная горная экосистема, территория, где встречаются всё ландшафтное разнообразие: от сухих степе и лесостепей в предгорьях, до альпийских лугов и ледников на горных вершинах. При этом проблемы экологической безопасности не признают ни государственных, ни административных границ, являются общими для всех стран Кавказского региона. Представители МПРЭ и МИД России отметили в своих выступлениях, что в последнее время Россия реализует значительный комплекс мер на федеральном и региональном уровне, направленных на сохранение биоразнообразия. Особо следует отметить существующие особо охраняемые природные территории (ООПТ), представленные заповедниками и национальными парками: в их числе Дагестанский, Кабардино-Балкарский, Кавказский, Северо-Осетинский и Тебердинский заповедники, Приэльбрусский и Сочинский нацпарки. Указанная сеть будет развиваться за счет создания региональных ООПТ. К приоритетным мерам по сохранению горных систем в России можно отнести: -формирование единой государственной политики устойчивого развития горных регионов с учетом их специфики и задач по сохранению биоразнообразия; -обеспечение координации секторальной(отраслевой) политики по реализации мер по устойчивому развитию горных регионов и сохранению биоразнообразия; - дальнейшее развитие системы ООПТ. Принимая во внимание разнообразие социально-экономических и природных условий отдельных регионов Кавказа и учитывая федеративное устройство Российского государства, значительную роль в реализации указанных мер принадлежит соответствующим субъектам Российской Федерации. В перспективе ожидается их активное участие в обсуждении рассматриваемой тематики и содействие в решении тех проблем, которые сложно идентифицировать на федеральном уровне. Участниками встречи было признано, что основные угрозы биоразнообразию Кавказа как и другим горным экосистемам идут от разрушительных способов лесопользования, сельского хозяйства, неадаптированного к горным условиям, особенно животноводства, от чрезмерной эксплуатации промысловых видов животных и инвазии широкораспространенных видов в эксклюзивные горные экосистемы. Особое значение имеет сбалансированное устойчивое водопользование и лесопользование, а также устойчивая энергетика в горных регионах. Все участники Совещания признали, что необходимо предпринять совместные шаги по определению общих проблем и приступить к их решению на основе общей платформы, принимая во внимание международный опыт работы в рамках ныне действующих «горных» конвенций. Важно отметить, что РРЭЦ и РЭЦ Кавказа много лет активно сотрудничают в качестве неправительственных международных организаций со специальным мандатом, оказывающих и техническое, и экспертное содействие в организации данных переговоров. Поэтому, как и ранее в Вадузской декларации министров, РЭЦы вновь были указаны в завершающем документе Совещания как фасилитаторы дальнейшего процесса переговоров и подготовки следующей встречи министров, запланированного по приглашению Правительтсва Исламской Республики Иран в Тегеране. Краткая история вопроса В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 53/24 (ноябрь 1998 г.) был поднят специальный вопрос о защите горных территорий и провозглашен Международный год гор (2002). Особое внимание к горным территориям вполне объяснимо: это территория, являющаяся одной из наиболее уязвимых сред обитания на планете, обеспечивающая окружающие регионы водой, энергией, минеральными и лесными ресурсами; это единственный источник жизнеобеспечения жителей этих районов; горы грают важную роль в поддержании водного баланса и климатических циклов. Саммит в Рио-де-Жанейро призвал мировое сообщество уделять особое внимание горным территориям. На 7 Конференции Сторон Конвенции ООН по биоразнообразию была принята рабочая программа по биоразнообразию гор, базирующаяся на признании в качестве глобального приоритета охрану альпийских экосистем. Международное соглашение по любой горной территории может содействовать: Создание Горного партнерства было провозглашено во время Всемирного Саммита по устойчивому развитию в 2002 году. Партнерство представляло собой альянс стран, межправительственных организаций и отдельных групп, созданного для улучшения жизни населения горных территорий, а также охраны окружающей среды горных регионов во всем мире. РЕЦ Кавказа в рамках Международного года гор организовал Конференцию «Устойчивое развитие горных регионов Кавказа» в 2003 году, в которой РРЭЦ также принимал активное участие. На этой конференции была достигнута договоренность о реализации РРЭЦ и РЭЦ Кавказа международного проекта «Устойчивое развитие горных регионов Кавказа – Местная Повестка дня-21 век», с участием 8 пилотных поселений четырех стран – Азербайджана, Армении, Грузии и Российской Федерации. Следующим шагом стало проведение в 2005 году встречи в Больцано, посвященной правовым аспектам и наращиванию потенциала в этой сфере в указанном регионе. Встреча была организована ЮНЕП при содействии Горного партнерства. В ней приняли участие представители министерств окружающей среды и иностранных дел таких государств, как: Азербайджан, Грузия, Иран, Россия и Турция. Представитель Армении не смог принять участие во встрече по техническим причинам. Декларация, принятая на встрече, подтверждала обязательства стран в отношении развития правового инструментария. Кроме того Политика Соседства и партнерства (ENPI) была нацелена на достижение целей устойчивого развития и сближения политик и стандартов в различных областях стран, выбранных в качестве партнеров, и ЕС. В группу таких стан были включены, в том числе, Армения, Азербайджан и Грузия. Для каждой страны выделены определенные средства для помощи в решении их национальных проблем и выполнения согласованных реформ. В числе задач ENVI – охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и поддержка международного сотрудничества в области устойчивого экономического, социального и природоохранного развития в приграничных территориях. (Россия не входит в состав стран, выбранных для сотрудничества в рамках ENPI). В рамках ENPI в 2006 году был подготовлен План Действий для стран Южного Кавказа, который фокусировался на региональном сотрудничестве и интеграции стран в Европейское сообщество. В 2007 г. ЮНЕП при поддержке Европейской комиссии и в сотрудничестве с РЭЦ Кавказа и РРЭЦ возобновила процесс, составив обзор состояния окружающей среды в Кавказском регионе с анализом выгод от регионального сотрудничества в области, среди прочего, охраны биоразнообразия, природных и культурных ландшафтов, поддержка развития «устойчивого» туризма. Обзор и анализ был основан на неформальных консультациях с представителями заинтересованных стран. Было достигнуто общее согласие о необходимости формализации данного процесса, что и происходит в настоящий момент. Так, представитель РРЭЦ участвовал во встрече участников команды проекта «Сотрудничество в целях охраны и устойчивого развития Кавказа». Встреча прошла В ноябре 2007 г. ЮНЕП организовала с помощью Правительства Лихтенштейна официальную встречу представителей заинтересованных государств. Принимали участие представители министерств окружающей среды и иностранных дел, в т.ч. от России присутствовал представитель МПР России и МИД РФ, Турции и Ирана также направили своих представителей. В переговорах также принимали участие эксперты и представители Альпийской конвенции, ФАО и Горное партнерство (см. выше), которое в т.ч. предлагало использовать наработанный этой организацией опыт по созданию партнерств. Основные выводы этой встречи: изначальная идея была создать рамочный документ (проект элементов Кавказской конвенции) как базу для дальнейших переговоров, но этого не получилось на данном этапе из-за разногласий между Арменией и Азербайджаном, который отказывались брать на себя какие-либо обязательства. Поэтому конференция приняла декларацию о намерениях продолжить переговоры (т.н. Вадузское заявление министров, которое затем официально было в министерства Региональным европейским офисом ЮНЕП). О.А. Разбаш, эксперт РРЭЦ по экологическому праву и просвещению населения Документы по темеПолнота и достоверность материалов ОВОС проекта «Nord-Stream» (СЕГ)Анализ полноты и достоверности материалов ПОВОС участка магистрального газопровода «Nord-Stream» (СЕГ), расположенного в ИЭЗ РФ в Финском заливе». Китай развивает производство упаковки, отвечающей экологическим стандартамВ соответствии с требованием охраны окружающей среды Китай будет всемерно развивать производство упаковочной тары, отвечающей экологическим стандартам. Состоится Презентация "Климатического портфеля" учителя
22/05/2009 В понедельник 25 мая в 11.00 в посольстве Великобритании в Москве состоится презентация "Климатического портфеля" учителя.
Горячие вопросы Кавказа. Быть или не быть Кавказской конвенции?
07/05/2009 В Италии состоялась международная встреча экспертов, назначенных правительствами стран Кавказского региона при участии и поддержке ЮНЕП и Европейской комиссии. Речь шла о возможности разработки проекта Кавказской конвенции.
Медиа-проект «На пути в Копенгаген: освещая проблему изменения климата»
30/04/2009 25-26 апреля 2009 г. в Подмосковье прошёл семинар на тему изменения климата и энергоэффективности для российских журналистов.
Круглый Стол СФ «Международные обязательства России по охране атмосферного воздуха: национальные и региональные интересы»
24/04/2009 Исполнительный директор РРЭЦ принял участие в работе Круглого Стола Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Совета Федерации Федерального собрания РФ.
Мир после 2012 года
15/04/2009 "Россия должна активнее участвовать в обсуждении нового «посткиотского» международного соглашения по борьбе с изменением климата". К такому мнению пришли участники круглого стола, проходившего 14 апреля 2009 г. в Общественной палате, в котором также принял участие эксперт РРЭЦ по проблеме изменения климата и Киотскому протоколу.
Высший экологический Совет Комитета Годумы:«Правовые средства обеспечения международной охраны окружающей среды»
15/04/2009 Исполнительный директор РРЭЦ принял участие в заседании ВСК ГД по природоохранной деятельности России на международной арене
Климатическая теле-викторина для школьников в Британском посольстве
14/04/2009 16 апреля между тремя городами (Москва – Санкт-Петербург – Екатеринбург) состоится школьная теле-викторина по проблеме изменения климата и эко-энергетике. Викторина проводится британскими дипломатическими представительствами в России и РРЭЦ. Викторина - часть российско-британского проекта «Климатическая переменка».
Паула Лехтомяки: "Мы в одной экологической лодке"
01/04/2009 Министр окружающей среды Финляндии Паула Лехтомяки рассказала корреспонденту Guide "Финляндия" о перспективах потенциального сотрудничества между Россией и Финляндией в области охраны окружающей среды и изменения климата
|
|
© 2007 РРЭЦ Все права защищены |
Наш адрес:127473, Москва, 1-й Волконский пер, д.13, стр.2Телефон центра:(495) 737-64-48 |