Круглый стол "Бизнес и экология"

21 мая 2008 года состоялось очередное заседание в серии круглых столов «Бизнес и экология», организуемых Российским партнерством по развитию ответственного бизнеса Международного форума лидеров бизнеса. Принимающей стороной мероприятия, посвященного развитию механизмов минимизации рисков от экологического воздействия на окружающую среду, выступила Объединенная компания РУСАЛ- мировой лидер в алюминиевой отрасли , образовавшийся в результате объединения компаний РУСАЛ, СУАЛ и глиноземных активов компании Glencore.

В работе Круглого стола приняли участие представители экологических служб компаний TNK BP, Alcoa, Норильский никель, Северстальресурс, Карельский окатыш, ТМК, DuPont, Руссдрагмет, а также специалисты консалтинговых компаний, аудиторских групп (PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young), предприятий малого бизнеса.

Столь подробный перечень участников приведен неслучайно - он подчеркивает значение деятельности в области охраны окружающей среды для компаний, осознающих свою ответственность перед обществом и прилагающих максимум усилий для предотвращения надвигающихся угроз, связанных с изменением климата и усугублением энергетических проблем.

Открывая заседание Круглого стола, заместитель генерального директора ОК РУСАЛ В.Курочкина и исполнительный директор Российского партнерства по развитию общественного бизнеса Б.Горовиц подчеркнули важность учета экологического фактора для российских компаний, которые, с одной стороны, должны соответствовать новым трендам в развитии национальной политики (внимание к экологическим проблемам и повышение качества жизни граждан России), а с другой стороны отвечать требованиям международных рынков, которые в значительной мере формируются под влиянием экологически ориентированного общественного мнения.

Об опыте Евросоюза в решении проблем управления отходами рассказала директор по вопросам экологии, охраны труда и промышленной безопасности компании АЛКОА Роза Г. Пинейро. Она подчеркнула, что для компании, являющейся мировым лидером в производстве первичного алюминия и алюминиевых изделий и сплавов, залог успешного устойчивого бизнеса- совершенное управление, улучшение состояния окружающей среды и социальная ответственность, и кроме того- учет изменившихся ожиданий всех заинтересованных сторон (этот момент должен представлять особый интерес для отечественного бизнеса, успех которого строится пока лишь на сугубо экономической составляющей). Партнеры и акционеры АЛКОА обеспокоены не только экономической выгодой от вложений в компанию, но и экологической репутацией, социальной ответственностью, интересами конечных потребителей и, в конечном итоге, устойчивостью компании.

Рынок отходов в Европе действует на основе 4-х базисных блоков:
-нормативного (прозрачные нормы и четкая система мер поощрения и наказания)
-финансового (налоговые льготы и другие финансовые инструменты)
-общественного (работа с населением, инфраструктуры для общественного участия)
- перспективного развития бизнеса ( повышение финансовой эффективности, возможность для разработки и применения инновационных подходов, расширение персонала, развитие логистики и инфраструктуры).

Возможности развития этого рынка в Европе огромны- налицо снижение себестоимости продукции, создание новых рабочих мест, улучшение состояния окружающей среды, улучшение репутации и развитие бренда компании.
Именно поэтому этот рынок отходов может и должен стать более привлекательным для отечественного бизнеса. Насколько это стало возможным в настоящее время, можно было представить на основе докладов российских участников Круглого стола.

Директор Департамента по экологии, охране труда и промышленной безопасности ОК РУСАЛ И. Ребрик познакомил участников с принципами работы компании в сфере экологии и политикой компании в области управления отходами , заключающейся в росте объемов переработки, утилизации опасных отходов и безопасном складировании оставшихся отходов. Успехи компании в этой сфере впечатляют, однако имеющиеся объективные трудности не позволяют отрасли наращивать потенциал в перерабатывающей сфере: собственных сил и средств недостаточно для разрешения накопившихся проблем и необходима поддержка государства в виде инвестиций в специализированные Фонды или создание частно- государственных партнерств.

Презентация г-на Ребрика обозначила основные черты отличия ситуации в мире и в России, а именно слабое участие российского государства в разработке правил поведения на рынке отходов, слабое развитие этого рынка как такового и недостаточная активность общества в давлении на государство и бизнес с целью ускорения решения проблемы с отходами. Причины таких различий были частично раскрыты в докладах представителей организаций малого бизнеса, пытающихся разрешить накопившиеся проблемы в своих регионах. Профессор Е. Волынкина (г.Новокузнецк)представила разработки своей организации- Экологического регионального центра- в области создания новых видов сырья и топлива на основе отходов металлургического производства. По мнению докладчика этот вид деятельности является перспективным наукоемким производством, развитие которого позволяет, с одной стороны, снизить нагрузки на окружающую среду и здоровье человека, а с другой стороны, сделать экономически привлекательным переработку отходов, лежащих финансовым бременем на бизнес. Главная проблема заключается в том, что сами по себе отходы не являются «активами» предприятия, а требуют переработки и технологий для этой переработки, то есть привлечения сторонних организаций. Именно эти организации, которые как правило, относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса, должны играть ведущую роль в превращении отходов в «доходы», но у них на это не хватает средств без финансовой и административной помощи государства и региональных властей.

Помимо работы с отходами, которые можно вновь пустить в оборот, существует и усугубляется проблема накопленных отходов, ситуация с которыми стала настолько серьезной, что нашла отражение в речи Д.А.Медведева на заседании Совета безопасности РФ по вопросам экологической безопасности.

Финансовые проблемы компаний, возникающие в связи с ответственностью за прошлый экологический ущерб, и способы их решения нашли отражение в выступлении исполнительного директора компании «ИнЭкА-консалтинг» Е.Перфильевой (г.Новокузнецк). Она подчеркнула, что интерес к этому вопросу возник в силу того, что оценка обязательств по прошлому экологическому ущербу (ОПЭУ) при продаже активов компаний играет все возрастающую роль. ОПЭУ становится своеобразным барьером на пути привлечения долгосрочных инвестиций в различные отрасли, но особенно те, которые связаны с добычей и переработкой полезных ископаемых, а также предприятий цветной и черной металлургии, химической промышленности, нефтегазовой отрасли.

Согласно общемировой практике ущерб от объектов ПЭУ подразделяется на:
-ущерб здоровью и жизни населения,
-ущерб природным ресурсам
-утрата или повреждение имущества
-расходы на ликвидацию последствий и превентивные меры
-потенциальная экологическая ответственность.

По отечественному законодательству ОПЭУ передается одновременно с передачей права собственности, поэтому главным финансистом является частник, а государство действует только в том случае, если имущество бесхозное или возникает опасность существенных социальных последствий. При этом не разработаны методики оценок, нет подходов и нет реестра объектов, на которых предстоит работать, Так что вроде бы ответственность должна быть солидарной, а на деле отвечает за все один собственник. При этом если он решит расстаться со своей собственностью или разместить IPO, ему придется пройти дорогостоящую процедуру оценки экологических обязательств, подразумевающую:
-аудит соответствия законодательству
-оценку воздействия на окружающую среду
-оценку риска при возникновении аварийных ситуаций
-оценку стоимости мероприятий по приведению объекта в надлежащий порядок.
Как это сделать в отсутствии практик, методик и государственных «указаний» представить себе сложно, но пока государство молчит, перекладывая ответственность, в том числе и свою, на плечи еще не окрепших собственников.

Представленные доклады вызвали оживленную дискуссию, итоги которой можно сформулировать следующим образом:

1.Одной из проблем на сегодняшний день является отсутствие единого центра по информации о новых технологиях по переработке отходов на отраслевой основе. Безусловно, в России существуют подобные источники в Интернет, но они , как правило, были разработаны на грантовые средства, поэтому прекращают свое существование после истечения срока гранта. Кроме того, дело заключается в том, что информация на этом сайте должна быть авторизована государством и предприниматель должен быть уверен, что государство одобрит рекомендуемую методику и разделит с ним, таким образом, часть ответственности за избранное решение. Старожилы отрасли говорят, что раньше такой сайт поддерживало соответствующее подразделение Госкомэкологии России, а Ростехнадзор этого делать не стал (видимо, в силу своих полномочий).

Кроме того, нет сводной информации о потребностях в переработанных отходах, их потребителях и производителях.
2.Государство проявляет себя в вопросах управления отходами, оказывая экономическое и административное давление на собственников, при этом не заботясь о создании рынка переработанных отходов, а именно: их потребителя, их производителя, информации о товаре, инфраструктуры. Не работает схема, лежащая в основе рынка переработки: научные изыскания (технологии)► государство (поддержка и авторизация)►малый бизнес(внедрение).

3.В столь сложных и неопределенных условиях крупные компании, как российские, так и совместные, предпочитают «взвалить» весь груз ОПЭУ и потенциальных рисков на себя и выставлять на последующую продажу «чистый продукт». Так, конечно, накладнее, зато проще, но использовать этот «простой» способ могут немногие.

4.Проблема ОПЭУ будет усугубляться с ростом рынка слияний и поглощений, поэтому государство должно торопиться.

5.Решение экологических проблем в целом и управление отходами , в частности, как правило ставятся в зависимость от тех структур в компаниях, которые находятся на более высоких ступенях иерархической системы управления. Так, например, отходами чаще занимаются коммерческие, а не экологические подразделения предприятий. При этом основная ответственность за экологическую деятельность компании лежит на экологических подразделениях, при том что воздействует на окружающую среду всё предприятие в целом. Устранить такую диспропорцию помогает Реестр экологических обязательств компании (разработана в ОК РУСАЛ), который подписывается руководителями всех подразделений—но это огромный труд, с которым справиться могут далеко не все представители отечественного бизнеса.

Общее впечатление о мероприятии: чтобы у «флагманов» сферы по управлению отходами не пропало желание продолжать свое дело, а у государства , наконец, возникло желание помогать своим соотечественникам в столь важном (и, главное, выгодном) деле, как охрана окружающей среды. А организаторам - особая благодарность за блестящую идею организации подобных встреч и впечатляющий набор участников.

Е.Ермолова

Документы по теме

Полнота и достоверность материалов ОВОС проекта «Nord-Stream» (СЕГ)

Анализ полноты и достоверности материалов ПОВОС участка магистрального газопровода «Nord-Stream» (СЕГ), расположенного в ИЭЗ РФ в Финском заливе».

О вебсайте

25/01/2007 Данный веб-сайт создан для использования природоохранными контрольными органами, экологическими инспекторами, сообществом НПО и широкой общественностью.

Китай развивает производство упаковки, отвечающей экологическим стандартам

В соответствии с требованием охраны окружающей среды Китай будет всемерно развивать производство упаковочной тары, отвечающей экологическим стандартам.

Горячие вопросы Кавказа. Быть или не быть Кавказской конвенции?

07/05/2009 В Италии состоялась международная встреча экспертов, назначенных правительствами стран Кавказского региона при участии и поддержке ЮНЕП и Европейской комиссии. Речь шла о возможности разработки проекта Кавказской конвенции.

Круглый Стол СФ «Международные обязательства России по охране атмосферного воздуха: национальные и региональные интересы»

24/04/2009 Исполнительный директор РРЭЦ принял участие в работе Круглого Стола Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Совета Федерации Федерального собрания РФ.

Климатическая теле-викторина для школьников в Британском посольстве

14/04/2009 16 апреля между тремя городами (Москва – Санкт-Петербург – Екатеринбург) состоится школьная теле-викторина по проблеме изменения климата и эко-энергетике. Викторина проводится британскими дипломатическими представительствами в России и РРЭЦ. Викторина - часть российско-британского проекта «Климатическая переменка».

Паула Лехтомяки: "Мы в одной экологической лодке"

01/04/2009 Министр окружающей среды Финляндии Паула Лехтомяки рассказала корреспонденту Guide "Финляндия" о перспективах потенциального сотрудничества между Россией и Финляндией в области охраны окружающей среды и изменения климата

Местные планы действий для Калининградской области

31/03/2009 РРЭЦ продолжает свою работу по разработке пилотных МПДООС для российских муниципалитетов. Завершается подготовка местных планов действий для Гурьевского и Краснознаменского районов.