Россия представила свою позицию в отношении потенциала снижения выбросов парниковых газов на период после 2012 г.

В ходе семинара по потенциалу смягчения последствий изменения климата, проходившего 3 декабря 2008 г. в г. Познани в рамках 14-ой Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК), Российская Федерация представила свою официальную позицию в отношении подхода к определению обязательств стран Приложения I к РКИК (развитые страны и страны с переходной экономикой) по сокращению выбросов парниковых газов на период после 2012 г.

Российская делегация привлекла особое внимание участников семинара к вопросам учета национальных условий каждой конкретной Стороны при определении возможного диапазона сокращений выбросов на последующий период обязательств после 2012 г. В частности, для России факторами, влияющими на динамику выбросов парниковых газов и, соответственно, определяющими «уровень амбиций» в отношении будущих обязательств, являются:

  • природно-климатические факторы, связанные с низкими среднегодовыми температурами на большей части территории страны;
  • пространственно-географические: большая территория страны, удаленность многих промышленных объектов и населенных пунктов друг от друга и, следовательно, протяженность транспортных путей;
  • высокие темпы роста экономики;
  • рост потребления энергоресурсов.
  • В презентации Российской Федерации были приведены результаты уникальных исследований, проведенных в 2008 г. Росгидрометом. Они показывают, что по таким показателям, как, например, соотношение расстояний между 10 крупнейшими городами и численностью населения, или по экспортной квоте энергоресурсов, Россия намного опережает другие промышленно-развитые страны мира. Следовательно, России в будущем будут необходимы дополнительные объемы производства, потребления энергоресурсов и, соответственно, дополнительные квоты на выброс парниковых газов по сравнению с другими развитыми странами.

    Делегация Российской Федерации также показала, что российская экономика по степени своего развития отстает от экономик других стран Приложения I. Ее значительный рост в настоящее время, сопровождаемый ростом потребления энергоресурсов, также во многом определяют рост выбросов парниковых газов, наблюдаемый с 1999 г. и по настоящее время.

    Вместе с тем, была отмечена принятая недавно политика России, направленная на снижение энергоемкости ее экономики. В частности, был представлен указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г., предусматривающий повышение эффективности использования энергоресурсов в России на 40% к 2020 г. по сравнению с нынешним уровнем. По оценкам Минэнерго России, это означает практически 100% использование совокупного потенциала энергосбережения страны.

    Белоруссия, выступившая с официальным заявлением на семинаре, разделила мнение России о необходимости учета национальных особенностей стран и признала, что к 2020 г. сможет сократить свои выбросы максимум на 5-10% от уровня 1990 г. и то, только при условии открытия для нее доступа к механизмам Киотского протокола в первом периоде обязательств.

    Россия, в свою очередь, пока так и не представила свое видение возможных национальных обязательств на период после 2012 г.

    По мнению исследований, проведенных Центром по энергоэффективности (ЦЕНЭФ), учитывая вышеуказанные лимитирующие факторы, даже при самом благоприятном (низкоуглеродном) сценарии развития российской экономики и дополнительной возможности переноса неизрасходованной части квоты с первого периода Киотского протокола на последующий, Россия вряд ли сможет принять на себя обязательства по снижению выбросов парниковых газов более чем на 20% к 2020 г. по сравнению с уровнем 1990 г. без ущерба для ее устойчивого развития.

    Вопрос о вкладе стран в глобальные усилия по противодействию изменению климата в будущем периоде после 2012 г. занимает на сегодняшний день приоритетное положение в международной повестке. Переговоры о новом климатическом режиме походят под эгидой ООН параллельно по двум направлениям: это реализация т.н. Балийского плана действий в рамках РКИК ООН и переговоры об обязательствах по снижению выбросов парниковых газов развитыми странами во втором периоде Киотского протокола.

    Сейчас основная задача – определить формат, основные элементы нового соглашения, а также обязательства для его сторон к декабрю 2009 г. Ожидается, что в декабре 2009 г. на встрече Сторон в Копенгагене переговоры завершатся подготовкой единого пакета решений о совместных действиях после 2012 г.

    AttachmentSize
    6-awgkp_6.2-russian_federation.pdf690.57 KB

    Документы по теме

    Познань-2008: на пути от Бали к Копенгагену. Международные переговоры по проблеме изменения климата

    01/12/2008 АНОНС. 1 декабря 2008 г. состоялось открытие 14-ой Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата - самого значимого события международной климатической повестки 2008 года. В ходе двухнедельных переговоров страны сосредоточат основное внимание на обсуждении формата будущего соглашения, которое будет регулировать глобальный климатический режим после 2012 г., когда заканчивантся действие первого периода Киотского протокола.

    Добролюбова Ю.С., Жуков Б.Б. "10 самых популярных заблуждений о глобальном потеплении и Киотском протоколе"

    В январе 2008 года опубликована новая брошюра РРЭЦ "10 самых популярных заблуждений о глобальном потеплении и Киотском протоколе". Авторы постарались дать ответы на часто задаваемые вопросы о проблеме изменения климата, эффективности Киотского протокола и его соответствии интересам России с учетом самых последних научных данных.

    Итоги Конференции ООН по изменению климата в Познани

    15/12/2008 13 декабря в Познани завершила свою работу Конференция ООН по изменению климата. Главной задачей конференции была подготовка основы нового климатического режима, который будет определять усилия стран в борьбе с глобальным изменением климата после 2012 года, когда истекает срок Киотского протокола.

    Россия представила свою позицию в отношении потенциала снижения выбросов парниковых газов на период после 2012 г.

    04/12/2008 В ходе 14-ой Конференции Сторон РКИК ООН Российская Федерация представила свою официальную позицию в отношении подхода к определению обязательств развитых стран и стран с переходной экономикой по сокращению выбросов парниковых газов на период после 2012 г., когда заканчивается действие Киотского протокола.

    Кабмин в октябре утвердит первые проекты в рамках Киотского протокола

    22/08/2008 Правительство РФ может в октябре утвердить первые проекты совместного осуществления в рамках Киотского протокола, предусматривающие передачу Россией другим странам единиц углеродных выбросов в обмен на инвестиции в модернизацию отечественных производств

    Активное таяние ледников продолжается в Горном Алтае

    05/08/2008 "В год ледники сокращаются на 15-22%, некоторые из них уже исчезли", - сообщила в пятницу на пресс-конференции в Барнаульском пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь" эксперт по проблеме изменения климата и Киотскому протоколу Российского регионального экологического центра Юлия Добролюбова.

    Лидеры стран "Группы восьми" всерьез обеспокоены проблемой изменения климата

    11/07/2008 Завершившийся 9 июля 2008 г. в Японии Саммит глав государств «Группы восьми» показал, что лидеры крупнейших экономических держав считают проблему изменения климата одной из наиболее острых и решительно настроены на принятие ответных мер.

    В Гидрометцентре России состоялся семинар по основным результатам Четвертого оценочного доклада МГЭИК

    10/07/2008 В семинаре приняли участие около 100 человек: представители НИУ Росгидромета, институтов РАН, принимавшие участие в работе над Четвертым оценочным докладом МГЭИК; члены бюро МГЭИК, представители Европейской комиссии в Москве, а также представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, Высшей школы, общественных организаций, посольств иностранных государств в Российской Федерации.