Бюллетень "Международное природоохранное сотрудничество"
№1(3) Январь, 2004
Вторая встреча рабочей группы по электронным средствам реализации Орхусской конвенции
Вопросы эффективного доступа к информации о состоянии окружающей среды являются важным пунктом повестки дня почти каждой международной конференции или семинара. Специальную встречу для участников Орхусской конвенции о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды провел секретариат Конвенции 26-27 января 2004 года в штаб-квартире Экономической комиссии ООН для Европы (ЕЭК ООН), которая является депозитарием данной конвенции. Встреча была посвящена электронным средствам реализации конвенции, в первую очередь Интернет, a также мобильной телефонии и цифровому телевидению.
Во встрече приняли участие представители многих стран Европы и почти всех государств СНГ.
В ходе встречи были обсуждены итоги последнего Всемирного Саммита по информационному обществу и вытекающих из его решений направлений деятельности, связанных с целями Орхусской конвенции. Было подчеркнуто, что решение экологических задач во многом зависит от быстрого и своевременного доступа граждан и организаций к полноценной информации о состоянии окружающей среды. Поэтому все современные достижения и пути усовершенствования технологических и идеологических решений по улучшению информатизации современного общества являются необходимыми условиями решения экологических проблем региона ЕЭК ООН.
В рамках встречи были рассмотрены и получили одобрение итоги программы ЕЭК ООН по оценке и совершенствованию систем экологического мониторинга в странах СНГ. Руководитель экологического отдела подразделения ЕЭК ООН по окружающей среде и поселениям Михаил Кокин представил основные результаты проекта, связанные с формированием баз данных в странах СНГ по источникам экологической информации, их характеристики по качественным и количественным параметрам, выставлению баз данных на национальные интернет-сайты. Как было отмечено, основных успехов в данном деле достигла Россия, которая располагает сегодня мощнейшими в Европе информационными ресурсами по экологии и природопользованию в интернете.
На основании подготовленных баз данных были подготовлены национальные списки информационных источников для дополнения соответствующей базы Европейского экологического агентства. Подготовленный задел предполагается развить в ближайшее время в целях формирования национальных интернет-ресурсов стран СНГ по обязательства в реализации международных конвенций природоохранного направления.
В ходе встречи был представлен наиболее удачный опыт реализации принципов доступа населения к информации о состоянии окружающей среды и процессу принятия экологически значимых решений, о которых сообщили консорциум РЭФИА/НИА-Природа/Российский региональный экологический центр (РРЭЦ), Региональный экологический центр Центральной и Восточной Европы (РЭЦ ЦВЕ) и ряд других организаций.
Специальные презентации своей деятельности приготовили подразделения системы ЮНЕП (программа ООН по окружающей среде) - Департамент раннего экологического предупреждения и оценки (DEWA) и Глобальный центр информационных ресурсов (UNEP/GRID-Arendal). Интересно отметить, что последний выступающий Н.Денисов особенно подчеркнул результаты позитивного сотрудничества системы ЮНЕП с партнерами в России, в первую очередь с РЭФИА и НИА-Природа.
Другим запоминающимся моментом встречи стала презентация нового проекта UNEP/GRID-Arendal по информационному механизму реализации Орхусской конвенции (Clearing-House Mechanism). Смысл этого термина в том, что формируется некий центр, открытый для всех и предоставляющий на бесплатной основе услуги по информированию граждан о состоянии окружающей среды в целом и по отдельным территориям или компонентам, дающий соответствующие консультации, в т.ч. правовые, распространяющий минимальный набор данных, значимых для принятия решений в области сохранения окружающей среды.
В ходе встречи состоялась презентация, подготовленная совместно РРЭЦ и РЭФИА по российским информационным ресурсам в области окружающей среды (доступ к информации), которая была встречена с большим интересом. Представлена была, в частности, база данных источников экологической информации, разработанная РРЭЦ в рамках проекта "Анализ правовых и экономических последствий присоединения России к Орхусской конвенции" при поддержке Министерства природных ресурсов России. Базы данных размещены в интернете по адресу: http://bases.rusrec.ru
Участникам встречи была роздана продукция РРЭЦ, описывающая содержание и деятельность проектно-программной деятельности РРЭЦ.
Фокус-группа российской части проекта "Устойчивое развитие горных регионов Кавказа"
29 января в Москве была проведено заседание экспертов (фокус-группа) российской части проекта "Устойчивое развитие горных регионов Кавказа". Задачей фокус-группы была выработка критериев отбора населенных пунктов, которые будут участвовать в проекте с российской стороны.
Проект "Устойчивое развитие горных регионов Кавказа" проводится по инициативе Кавказского регионального экологического центра при финансовой поддержке Министерства окружающей среды Германии и Княжества Лихтенштейн. Целью проекта является снижение остроты проблемы деградации горных регионов, сохранение биоразнообразия, эндемичных видов и уникальных природных и культурных объектов.
Проект выполняется в рамках реализации положений "Повестки дня на XXI век" для Кавказа. На конференции в Тбилиси в июне 2003 года, в которой принимали участие представители Азербайджана, Армении, Грузии, Ирана, России и Турции, были намечены основные этапы проекта. Предполагается, что подготовительная ("нулевая") стадия будет завершена к октябрю 2004 года, а затем проект будет реализован в два этапа, последний из которых будет завершен к 2007 году.
Предполагается, что одним из итогов проекта должна стать Кавказская конвенция - документ, который сможет занять достойное место в ряду региональных конвенций об охране окружающей среды.
Всемирный экономический форум и всемирный социальный форум
С 21 по 25 января в швейцарском Давосе проходил Всемирный экономический форум. Российскую делегацию на форуме возглавлял министр финансов Алексей Кудрин. Девиз прошедшего форума - "Партнерство во имя процветания и безопасности".
В программе Давоса-2004 главное место занимали вопросы обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом. Однако можно выделить специальные сессии, которые были посвящены взаимодействию с неправительственными организациями (НПО) и проблеме генетически модифицированных организмов (ГМО).
Дискуссия, тема которой была обозначена как "Почему ГМО так сложно продавать?", вполне отвечала своему названию. Большинство участников дискуссии не сомневались в безопасности и экологичности генетически модифицированных организмов, особенно упирая на то, что применение ГМО, устойчивых к сельхозвредителям, должно сократить применение пестицидов. Речь шла исключительно о том, как сломить сопротивление потребителей, не желающих покупать продукты, полученные из генетически модифицированных источников.
Первая рекомендация - обратить внимание на непродовольственные ГМ-культуры, такие как хлопок. Вторая - прекратить агрессивную рекламную компанию по проталкиванию ГМО, вызывающую недовольство и подозрение потребителей (главным образом европейских), представляя ГМО как решение всех проблем. "Адепты ГМО должны помнить судьбу ядерной энергетики. Ее пропагандировали и пропагандировали как панацею, а теперь, после Чернобыля, она никому не нужна", - заявил, в частности, директор Швейцарского агентства по окружающей среде, лесам и ландшафтам Филипп Рош.
На сессии, посвященной взаимодействию НПО и бизнес-структур рассматривались выгоды и опасности подобного стратегического партнерства. В качестве примера, доказывающего необходимость сотрудничества в природоохранной сфере, приводилось партнерство "Климатическое действие", в которое входили восемь крупнейших корпораций мира и организация "Защита природы". Целью партнерства было снижение корпорациями выбросов парниковых газов на 17% по отношению к уровню 1990 года.
Однако были отмечены и возможные отрицательные стороны такого сотрудничества. Для корпораций это отвлечение человеческих и финансовых ресурсов, зачастую непозволительное в условиях жесткой конкуренции, для НПО - риск "потерять лицо" в случае, когда бизнес-структура хочет просто использовать организацию для "озеленения" имиджа. Итогом дискуссии стало признание весьма деликатного характера подобных взаимоотношений и необходимостью для обеих сторон тщательного подхода к выбору стратегического партнера.
В Бомбее с 16 по 21 января прошел Всемирный социальный форум, задуманный как альтернатива Всемирному экономическому форуму в Давосе. Его делегатами стали около 80 тысяч человек, в том числе из России.
В один из крупнейших деловых центров Индии съехались лидеры профсоюзов, экологических и других общественных организаций, которые выступают за "устранение искусственных барьеров, незаконно лишающих миллионы людей на нашей планете социальной и правовой справедливости".
В рабочих группах форума обсуждались отрицательные последствия денационализации общественного сектора и передачи в частные руки средств массовой информации, нарушение прав человека в процессе приватизации природных ресурсов, системы образования и здравоохранения.
В программе форума было множество тематических сессий, одна из которых под названием "Земельный, водный и продовольственный суверенитет" непосредственно затрагивала тему окружающей среды.
Одной из главных угроз продовольственному суверенитету участники форума считают генетически модифицированную продукцию. Защита трансгенных организмов патентами в отсутствие во многих странах развитого законодательства в области биотехнологии, агрессивное навязывание ГМ-пищи развивающимся странам под видом продовольственной помощи предоставляет производителям трансгенных продуктов опасную степень контроля над источниками продовольствия.
По мнению участников сессии, сельское хозяйство с использованием ГМ-продуктов не может считаться устойчивым и в конце концов приведет к тому, что доступ к земельным ресурсам будет зависеть от горстки крупнейших корпораций.
Корпоративный контроль над источниками водоснабжения участники форума также считают главной причиной водного кризиса, который лишь усугубляется промышленным загрязнением вод. В связи с этим делегаты форума требуют признать право на доступ к чистой воде одним из основных гражданских прав каждого жителя планеты.
Перспективы экологического сельского хозяйства в России стали одной из новостей "Зеленой недели" в Берлине
На прошедшей в Берлине с 17 по 25 января крупнейшей международной выставке-ярмарке "Зеленая неделя" прозвучали очень значимые в двусторонних отношениях ЕС и России вопросы торговли сельскохозяйственной продукцией. В статье "Российской газеты" Министром сельского хозяйства России Алексеем Гордеевым было сказано, что Россия предполагает принять жесткие меры для защиты интересов агропромышленного комплекса после расширения Евросоюза.
Один из форумов выставки был посвящен обсуждению перспектив экологического сельского хозяйства. В его ходе выступили с докладами и ответили на интересующие вопросы представитель Управления агропромышленного комплекса Московской областной думы Михаил Верещак, директор Некоммерческого Партнерства по развитию экологического и биодинамического сельского хозяйства "АГРОСОФИЯ" и администратор проекта по устойчивому экологическому сельскому хозяйству Российского регионального экологического центра (РРЭЦ) Андрей Ходус, рассказавшие о перспективах развития экологического земледелия в России.
А. Ходус сообщил, что в последнее время Россия, согласно данным учёных, стала крупнейшим стабилизатором биосферы на планете. Согласно последним данным Министерства сельского хозяйства, минеральные удобрения либо вовсе не используются, либо используются крайне незначительно, средняя норма внесения составила 8 кг/га в 2003 г. По сравнению с началом 90-х гг. около трети всех пахотных земель не используется, "отдыхая" и превращаясь в эко-сбалансированную залежь. Всё это создаёт крайне выгодные предпосылки и преимущества для перехода на экологический способ хозяйствования.
В настоящий момент на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации находится специальный технический регламент, устанавливающий требования в отношении экологической сельскохозяйственной продукции. В случае его принятия в России впервые появится официальный стандарт для органических продуктов питания. Ожидается, что появление такого стандарта создаст новый, весьма перспективный рынок экологических продуктов питания. Головной организацией по разработке данного технического регламента является Российский региональный экологический центр (РРЭЦ). Отличительными особенностями регламента, по замыслам разработчиков, должны стать гармонизация и эквивалентность основным стандартам экологического производства, определяющим "правила игры" на тех или иных рынках экологической продукции: Директиве ЕС 2092/91 "Об экологическом земледелии и соответствующей маркировке сельскохозяйственной продукции и продуктов питания", Техническому регламенту "Национальная органическая программа" США, "Стандартам экологического производства" Японии, а также, по возможности, нормативно-правовой базе в области экологического производства Швейцарии и Австралии. Основные стандарты экологического производства уже переведены на русский язык и стали, таким образом, доступны для всех желающих работать в этом направлении.
Содержание доклада А.Ходуса вызвало неоднозначную реакцию слушателей. По его словам, "они поняли, что знание прорвалось", и этот факт породил определенное беспокойство в Западной Европе, видящей в России потенциального конкурента для своих производителей. Вместе с тем, появление в России нового направления вызвало интерес у представителей консалтинговых фирм и органов по сертификации, а также потенциальных импортеров экологической продукции.
Заседание межведомственной комиссии по проблеме изменения климата
30 декабря 2003 года в Росгидромете состоялось очередное заседание межведомственной комиссии по проблеме изменения климата по руководством А.И. Бедрицкого, председателя Росгидромета.
В числе прочих Комиссия рассмотрела вопрос о процедуре прохождения проектов совместного осуществления в рамках Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН по изменению климата.
Данный порядок может вступить в силу после его утверждения Правительством Российской Федерации.
Совещание в Российской Академии Наук
В январе 2004 года под председательством Президента РАН академика Осипова состоялось совещание по вопросу научного обоснования целесообразности ратификации Киотского протокола Российской Федерации. Совещание проводилось по прямому поручению Президента России В.В. Путина.
В заседании приняли участие члены-корреспонденты и действительные члены Российской Академии Наук в области наук о земле и экономики:
- Академик Котляков В.М.
- Академик Голицын Г.С.
- Академик Израэль Ю.И.
- Академик Дымников В.П.
- Академик Львов Д.С.
- Академик Грамберг И.С.
- Член-корреспондент Данилов-Данильян В.И.
- Член-корреспондент Глазовский Н.Ф.
- а также ряд экспертов.
На совещании с докладом выступил советник Президента Российской Федерации по экономике А.Н.Илларионов, который сформулировал вопросы к РАН в отношении Киотского протокола.
По результатам заседания было принято решение о формировании двух рабочих групп:
- По естественно-научным вопросам изменения климата
- По проблемам экономических и политических последствий ратификации Киотского протокола Россией
Рабочие группы подготовят и представят предложения и рекомендации о целесообразности ратификации Киотского протокола. Следующая общая встреча в таком же формате назначена у Президента РАН на 6 февраля 2004 года.
Конференция по Водной инициативе ЕС (компонент ВЕКЦА) пройдет в Москве
8 декабря 2003 года в Госстрое России, под руководством заместителя Председателя Госстроя России Чернышева Л.П. состоялось второе заседание организационного комитета Конференции высокого уровня по Водной инициативе Европейского Союза, компонент ВЕКЦА.
На совещании была согласована предварительная повестка дня, определен список возможных участников, обсужден ряд организационно-технических вопросов.
В заседании принимали участие представители Датского агентства по охране окружающей среды, Датского гидрологического института. С Российской стороны приняли участие НПО "Эко-согласие", эксперты Госстроя и РРЭЦ, выполняющего функцию технического секретариата. Предполагается, что конференция будет проходить в формате встречи доноров по финансированию мероприятий, связанных с водными ресурсами в регионе ВЕКЦА.
20-23 января 2004 года в Копенгагене по приглашению Датского агентства по охране окружающей среды было проведено третье, завершающее заседание организационного комитета. Оргкомитет принял окончательную повестку дня конференции, Европейская комиссия подтвердила ее финансовую поддержку, что позволило утвердить бюджет конференции.
Конференция состоится в Москве, в помещении Госстроя России 26-27 февраля 2004 года. Свое участие в конференции подтвердили представители всех стран региона ВЕКЦА на уровне министров и заместителей министров. Со стороны доноров во встрече примут участие представители практически всех стран Европейского Союза.
На конференции странами ВЕКЦА будут представлены проектные заявки (building blocks), охватывающие следующие направления деятельности:
- Муниципальное водоснабжение и канализация.
- Интегрированное управление водными ресурсами.
- Трансграничные водные проблемы.
- Финансирование деятельности в области водного хозяйства.
Планируется, что доноры в ходе конференции будут иметь возможность отобрать соответствующие проектные заявки для финансирования их в рамках водного партнерства, выполняя тем самым решения Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге.
Старт Российско-Датского проекта "Инвентаризация, проекты совместного осуществления и торговля выбросами парниковых газов в Российской Федерации"
С 1 января 2004 года в соответствии с решением смешанной российско-датской комиссии в области охраны окружающей среды стартовал российско-датский проект совместного осуществления. Проект имеет своей целью проведение исследования о возможности реализации положений Киотского протокола в регионах России.
В качестве пилотных регионов выбраны Ленинградская, Новгородская и Вологодская области. Проект содержит три основных компонента:
- Инвентаризация выбросов и стоков парниковых газов.
- Проекты совместного осуществления.
- Система торговли квотами на выбросы парниковых газов.
Ценность данного проекта состоит в том, что он дополняет начавшийся проект МПР России по изучению механизмов Киотского протокола на уровне субъектов федерации. Проект МПР осуществляется в Ленинградской, Новгородской и Свердловской областях.
Для реализации Российско-Датского проекта образована группа экспертов, координацию деятельности которой осуществляет РРЭЦ. В рамках проекта были осуществлены ознакомительные поездки в Ленинградскую, Новгородскую и Вологодскую области, проведены встречи с администрациями областей и бизнес-сообществом.
Тренинг национальных координаторов в Казахстане
28-29 января в Алматы (Казахстан) на базе РЭЦ Центральной Азии состоялся тренинг национальных координаторов программы малых грантов ЕС "Устойчивое развитие прикаспийских сообществ". Программа малых грантов реализуется в поддержку приоритетных направлений Каспийской экологической программы.
Цель программы малых грантов - финансирование проектов по созданию альтернативных устойчивых источников жизнеобеспечения прикаспийских сообществ и в конечном итоге улучшение экологической обстановки в регионе Каспия.
Программа осуществляется в два тура в течение 2004-2006 годов в четырех прикаспийских государствах - Азербайджане, Казахстане, России (Астраханская область, Дагестан, Калмыкия) и Туркмении в пределах прибрежной зоны. Основным исполнителем является РЭЦ Центральной Азии, соисполнителями - РЭЦ-Кавказ и Российский региональный экологический центр.
На тренинге были рассмотрены основные составляющие грантовой программы: процедуры подготовки заявок, их оценки и присуждения грантов, организация работы офисов, взаимодействие с профильными министерствами прикаспийских государств, график грантового цикла. Презентация программы в странах-участницах пройдет в феврале (дата презентации в России - 10 февраля).
|