Бюллетень "Международное природоохранное сотрудничество"
№7(9), Июль, 2004
Евгений Шварц: «Очень важно показать роль Росии как поставщика экосистемных услуг»
В 2004 году Всемирный фонд дикой природы отметил десятилетие своей работы в России. За это время фонду удалось увеличить общую площадь заповедников более чем на 25%, из них в Арктике - более чем на 50%, и создать свыше 50 охраняемых природных территорий на площади, примерно равной территории Германии. Бюллетень "Международное природоохранное сотрудничество" предлагает вашему вниманию беседу с директором по охране природы WWF России Евгением Шварцем.
Прежде всего разрешите поздравить Российское представительство Всемирного фонда дикой природы с 10-летием работы и началом деятельности WWF России как национальной организации. Какие международные проекты из тех, что осуществлялись на территории России за эти 10 лет, Вы назвали бы наиболее существенными?
Практически все проекты, которые осуществлялись до прошлого года, были международными, поскольку они финансировались из зарубежных источников, главным образом национальными организациями Всемирного фонда дикой природы и агентствами внешнего развития и правительств развитых стран - Великобритании, Германии, Дании, Нидерландов, США, Швеции и Швейцарии.
В первые годы, ещё до создания представительства, WWF занимался охраной биоразнообразия в традиционном понимании финансовой поддержкой заповедников, национальных парков, финансированием создания новых охраняемых природных территорий, созданием антибраконьерских бригад, финансированием видовых программ и особенно финансированием переобучения и переподготовки кадров, которые работают в заповедниках и национальных парках.
В первые 23 года нашей работы мы занимали по поддержке заповедных территорий первое-второе места, но в середине 1997 года было решено уменьшить эту поддержку не потому, что для нас охраняемые природные территории стали менее значимыми, а потому, что мы заметили, что чем больше мы финансируем заповедники, тем меньше их, к сожалению, финансирует государство. Лишь один раз нам удалось использовать свои средства как «увеличивающий эффект» когда мы договорились с правительством о том, что мы гарантируем 40процентное финансирование программы по охране тигра, которую мы лоббировали, при условии, что правительство будет вкладывать ещё 40%, а 20% предоставят субъекты федерации, в которых располагается ареал обитания тигра. Это привело к тому, что численность тигра выросла до 450 особей, и наш российский тигр сейчас, наверное, самый благополучный тигр в мире.
Поэтому начиная с 1997 года WWF решил, что его задача, образно говоря, не раздавать голодным рыбу, а давать удочки и учить ими пользоваться. Мы стали создавать менеджмент-планы для охраняемых природных территорий, учить пользоваться этими планами как инструментом для поиска средств. Мы гордимся тем, что Лазовский заповедник на юге Дальнего Востока, для которого мы являемся далеко не единственными донорами, в последние годы платит налогов больше, чем получает денег из государственного бюджета. Это говорит о том, что заповедник умеет управлять финансами и эффективно их расходовать, и это не может не радовать, поскольку в свое время мы финансировали разработку принятого в этом заповеднике менеджмент-плана.
После первого пятилетия работы мы стали стараться не «лечить симптомы» природоохранных «болезней», а проникать в причины природоохранных проблем. В этом смысле наиболее важной с точки зрения системных изменений мне кажется работа по формированию экологически ответственного лесного сектора России. Это, безусловно, не наша единоличная заслуга, и это говорит о том, что мы, с одной стороны, научились взаимодействовать с партнерами, а с другой стороны работать напрямую с лесным бизнесом. Эта работа включает в себя создание так называемых «модельных лесов», развитие добровольной лесной сертификации, борьбу с нелегальными рубками леса, переход крупных лесных компаний к пошаговой экологической политике. Последнее наше достижение в этой области создание рейтингов экологической ответственности крупных лесопромышленных компаний, совместно с российским рейтинговым агентством «Эксперт РА». И сейчас наши позиции и позиции крупного лесного бизнеса во многом созвучны. Мы достаточно много занимаемся вопросами лесного законодательства, как на региональном, так и на федеральном уровне. В частности, объединив усилия с другими неправительственными организациями, мы смогли добиться многого в деле экологизации нового Лесного кодекса.
Вы упомянули о взаимодействии с российскими коллегами из других природоохранных организаций. Каковы ваши взгляды на подобное сотрудничество и в каких случаях вы считаете его необходимым?
Мы считаем, что очень важно, чтобы каждый партнер оставался со своей позицией и со своей спецификой, поскольку и в данном случае «биоразнообразие» залог устойчивости нашей деятельности. Мы не сторонники коалиций, которые лишают нас возможности высказать свою точку зрения, но иногда объединение усилий единственная возможность добиться результата. Скажем, успех в борьбе за сохранение старовозрастных лесов был достигнут после того как четыре крупнейших игрока в этой сфере СоЭС, Гринпис, Центр охраны дикой природы и WWF - подписали совместные требования к трейдерам лесной продукции со стороны неправительственных организаций. Этот документ стал краеугольным камнем в процессе экологизации лесного сектора, так как весь западный бизнес стал использовать его как некую отправную точку, это же касалось и инвестиций в российский лесной сектор. Сейчас нам удалось подписать аналогичный документ, обращённый к российским нефтегазовым компаниям. Этот документ, возможно, ещё не приобрёл такой популярности, но важно то, что его удалось выработать и подписать в течение трёх-четырёх месяцев, в то время как по лесам мы находили общую точку зрения с соратниками примерно полтора года. В этой сфере тоже есть шанс на успех недавно компания «Сахалин Энерджи» объявила о том, что, возможно, изменит трассы прохождения подземных нефтепроводов, которые должны были пролегать по нагульным пастбищам охотско-корейской популяции серых китов.
Какие международные природоохранные соглашения являются сферой приоритетных интересов WWF России?
Одной из важнейших для нас является программа, связанная с борьбой за ратификацию Россией Киотского протокола, где мы тесно сотрудничаем с РРЭЦ. Мы гордимся тем, что наш сотрудник Александр Шестаков является представителем России и ещё четырёх стран Восточной Европы в бюро Конвенции по биоразнообразию. Сейчас он переизбран на следующий срок это уникальный случай, когда представитель общественной организации защищает интересы России в бюро международной конвенции. Мы активно работаем в области Конвенции СИТЕС (по торговле редкими видами животных и растений) наши сотрудники не раз входили в состав официальных правительственных делегаций, и при этой Конвенции WWF также аккредитован как официальный наблюдатель. Кроме того, WWF является официальным наблюдателем при Международной китобойной комиссии. Мы также участвуем в других мероприятиях Лесном форуме ООН, событиях в рамках Стокгольмской конвенции по стойким органическим загрязнителям. При этом мы стараемся не распылять усилия и принимать участие в работе этих международных соглашений только тогда, когда это соответствует нашим приоритетам.
В середине июня была выработана совместная стратегия деятельности лесных программ WWF России и WWF Китая, выделены общие приоритетные задачи. Каковы эти задачи и как их выполнение поможет экологизации российского лесного бизнеса на Дальнем Востоке?
На самом деле это больной вопрос, поскольку практически все наши успехи в природоохранной деятельности были связаны с воздействием на экологически ориентированного потребителя из Европы и Северной Америки. Внутренний же рынок Китая экологически нечувствителен. Известно, что объемы продажи китайской лесной продукции на 2,5 миллиарда долларов превышают российские, при этом понятно, что практически все эти объёмы продукция переработки древесины, законно или незаконно вывезенной из России, Вьетнама, Таиланда, Камбоджи и Бирмы. С учётом того, что китайский экспорт растёт на 2540% в год, китайский рынок представляет собой наибольшую угрозу лесам. А если учесть, что к 2010 году ёмкость рынков азиатско-тихоокеанского региона превысит ёмкость европейских, можно констатировать, что тех, кто занимается экологизацией бизнеса и охраной живой природы в России, ждут тяжёлые времена. С помощью WWF Китая мы рассчитываем добиться поддерживаемых государством стандартов экологической ответственности трансграничной лесной торговли.
Расскажите о роли WWF России в реализации Центральноазиатской программы международного секретариата WWF.
Управление Центральноазиатской программой международного секретариата административно осуществляется из WWF России. Программа в данный момент находится на стадии утверждения, однако её приоритеты очевидны и сейчас: это охрана мест зимовки и гнездования водоплавающих птиц, редкие виды кулан, копетдагский леопард, гепард, восстановление популяции которого планируется. В ближайшее время будут начаты проекты, связанные с орошаемым земледелием, при помощи которых мы стремимся показать, что проблема не в нехватке воды, а в неэффективном ее использовании. Мы гордимся тем, что координатор этой программы Ольга Переладова является единственным официальным наблюдателем при Центральноазиатской комиссии по устойчивому развитию, которая существует на уровне министров государств Центральной Азии, и тем, что несмотря на все политические проблемы, нам удается сохранить хорошие отношения с правительствами практически всех стран региона.
Насколько существенным для Алтае-Саянского экорегиона, где WWF ведет активную работу, стало недавнее совещание в Урумчи по поводу создания четырехсторонней особо охраняемой природной территории (ООПТ)?
Что касается Алтае-Саянского экорегиона, то мы стараемся не зацикливаться только на создании ООПТ для нас сейчас гораздо важнее изучение миграции аргали с целью предотвратить их гибель на пограничных заграждениях, нахождение конструктивных путей разрешения конфликтов, связанных с угоном скота между Тувой и Монголией. При этом, безусловно, мы придаём большое значение развитию системы охраняемых природных территорий и обучению их менеджмента. В частности, в монгольские национальные парки приезжали представители антибраконьерских бригад с юга российского Дальнего Востока и проводили тренинги по инспекционной работе.
Диалог по вопросам охраны природы в экорегионе постоянно идет, и, конечно, для нас очень важно, чтобы к этой нему присоединялся Китай, что постепенно и происходит. Кроме того, в рамках данного процесса нам удалось создать два национальных парка в Восточном Казахстане это стало большим успехом само по себе; кроме того, был отработан механизм взаимодействия охраняемых территорий, находящихся по разные стороны границы.
WWF России за 10 лет работы сыграл огромную роль в деле «презентации» российской природы на Западе. Проводилась ли целенаправленная работа в этом направлении, или это стало положительным «побочным эффектом» природоохранной деятельности?
Безусловно, это закладывалось практически в любой наш крупный проект. Если мы говорим о работе по привлечению зарубежных средств для охраны природы России, то она подразумевает популяризацию того, что у нас есть. Например, когда губернатор Амурской области в рамках компании «Живая планета» взял на себя обязательства по охране природы, которые сейчас активно выполняются, был организован его визит в Нидерланды и Великобританию и встречи с членами королевских семей, которые стали частью большой кампании по презентации российских достижений в области охраны природы. То же самое касалось и визита президента Якутии в Швецию и Швейцарию. Очень важно показать роль России как поставщика экосистемных услуг, потому что если производить оценку только с точки зрения количества видов, вся российская тундра значила бы меньше, чем любая помойка в Коста-Рике. Другое дело, что мы используем это как своего рода обоюдоострое оружие, поскольку, по нашему мнению, не существует политического процесса, позволяющего включить экосистемные услуги девственной природы России в международный экономический процесс мимо рамок Киотского протокола. Тот факт, что в рамках Протокола России удалось обеспечить существенную долю квот под лесовосстановление, говорит о том, что мы можем эффективно добиваться учёта других услуг. При этом необходимо повышать энергоэффективность нашей экономики, потому что в противном случае все наши экосистемные услуги будут со знаком «минус».
56-е заседание Международной китобойной комиссии
56-е ежегодное заседание Международной китобойной комиссии состоялось 19-22 июля в Сорренто (Италия). Встреча стала «полем битвы» между странами-сторонницами коммерческого промысла китов (Японией, Исландией и Норвегией) и странами, стремящимися к сохранению и укреплению глобального моратория на такой промысел. Мораторий, который был объявлен на 18 лет, отменен не будет, однако китовые заповедники в южной части Атлантического и Тихого океанов не будут созданы, по крайней мере в будущем году.
Некоторые страны, ведущие промысел китов, такие как Япония, Норвегия и Исландия, предполагали, что регулирование численности этих животных путем промысла поможет снять растущую напряженность в рыболовецкой отрасли. Однако доклад исследователей из университета Британской Колумбии (Канада), которые нанесли на карту основные районы коммерческого промысла рыбы и сравнили их с районами нагульных пастбищ морских млекопитающих, показывает, что эти районы практически не пересекаются. Согласно исследованию, лишь 1 процент от рыбы, потребляемой китообразными, вылавливается ими на конфликтных участках. Исследование, обнародованное на заседании МКК, опровергает аргументы стран, выступающих за коммерческий китобойный промысел, которые утверждают, что китообразные, находящиеся под защитой международных соглашений, подрывают ценные рыбные запасы, используемые в пищу людьми.
WWF призвал компанию «Сахалин Энерджи» (основной акционер компания Shell) приостановить реализацию нефтегазового проекта «Сахалин-2» на Дальнем Востоке России после того как Международная китобойная комиссия (МКК) опубликовала отчет, в котором проект «Сахалин-2» описывается как «угроза выживанию охотско-корейской популяции серых китов, находящейся на грани исчезновения».
Сопровождающая резолюция, выдвинутая Великобританией, ЮАР, Бельгией и Германией, была принята на основе консенсуса. Российская Федерация, представленная на встрече МКК Всероссийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии, присоединилась к резолюции. МКК единогласно одобрила отчет и призвала к принятию немедленных мер по охране популяции этого вида китов, который находится на грани вымирания. На данный момент в природе осталось лишь 100 серых китов охотско-корейской популяции, включая 23 репродуктивные самки.
WWF считает, что строительство буровой платформы и прокладка морского трубопровода на северном шельфе Сахалина вынудят китов покинуть единственный район их кормления. WWF неоднократно призывал компанию Shell поддержать проведение независимой оценки всего проекта «Сахалин-2» и его составляющих по строительству морского нефтепровода и платформы независимыми мировыми экспертами по китам.
Начал работу механизм обмена информацией Орхусской конвенции
Новый механизм «экологической демократии» механизм обмена информацией Орхусской конвенции запущен Европейской экономической комиссией Организации объединенных наций (ЕЭК ООН). Его цель повысить осведомленность граждан в области, регулируемой данным международным документом и продемонстрировать лучшие образцы реализации экологических прав граждан, а также способствовать более эффективному осуществлению Орхусской конвенции.
Механизм обмена информацией должен служить местом для сбора, распространения и обмена информацией по законодательству, политике и правоприменению в области доступа к информации, общественному участию в процессе принятия решений и доступу к правосудию по экологическим вопросам. В дополнение к информации в рамках Орхусской конвенции, данный механизм будет содержать также информацию, связанную с реализацией 10 принципа Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, принятой в 1992 году. Таким образом, потенциально данный механизм должен стать ведущим мировым хранилищем информации по обозначенной тематике.
Механизм обмена информацией предоставляет сведения для широкой группы пользователей, включая правительства, межправительственные и неправительственные организации, учащихся и исследователей, а также общественность.
Механизм обмена информацией должен оказать существенную поддержку механизму соблюдения Орхусской конвенции, предоставляя быстрый доступ к информации о национальном законодательстве в области «экологической демократии» и практике его применения. Информация, собранная в соответствии с требованиями Конвенции, будет доступна при помощи этого механизма. Неправительственные организации также могут выступать источниками такой информации.
Директор программы по окружающей среде и народонаселению ЕЭК ООН Кай Берлунд выразил надежду, что стороны Конвенции с удовлетворением воспримут «механизм, способствующий доступу к информации и широкому участию в развитии экологической демократии в регионе и за его пределами».
Председатель рабочей группы Орхусской конвенции по электронным средствам информации Светлана Жекова (Болгария) заявила, что «орхусский механизм обмена информацией это оправдывающее затраты электронное информационное средство, которое открывает экологической демократии окно в мир. Удобный доступ к информации о том, как применяется Орхусская конвенция в государствах-сторонах, может стать неоценимым источником вдохновения для других стран, которые разрабатывают свои собственные процедуры, механизмы и законодательство».
Демонстрационная версия механизма обмена информацией была продемонстрирована на 3-ей встрече рабочей группы Орхусской конвенции по электронным средствам информации 2 июля в Женеве, а с 13 июля этот механизм стал доступен широкой публике на сайте .
Образовательный проект по климату в Центральной Азии
1-4 июля 2004 года в Региональном экологическом центре Центральной Азии (РЭЦ ЦА) состоялась очередная встреча Рабочей группы по проекту «Плакаты и Видео по изменению климата», выполняемому РЭЦ ЦА при поддержке Посольства Великобритании и Представительства ЮНЕСКО в Казахстане.
Проект направлен на распространение учебного пособия по экологии для средних школ на Центрально-Азиатский субрегион через семинары-тренинги для рабочих групп проекта, учителей, плакаты и видеофильм по изменению климата. Плакаты и видеофильм послужат дополнительным обучающим ресурсом к учебному пособию, и смогут быть использованы в процессе обучения в курсах естественных предметов средних школ, как вместе, так и раздельно.
Во встрече приняли участие члены рабочей группы по Республике Казахстан учителя и члены неправительственных организаций, партнеры из Министерства образования и науки, Координационного центра по изменению климата в Республике Казахстан, и эксперт-тренер британской неправительственной организации FSCEE Джеймс Хайндсон.
Итогом встречи стали дополненные текстовым содержанием версии обучающих плакатов и доработанный сценарий видеофильма, которые были обсуждены с получателями пользы от проекта - учителями и учениками.
Утверждены следующие названия плакатов и их основное содержание, с учетом актуальности проблемы изменения климата, современных методов в обучении и личностно-ориентированного подхода:
- Меняется ли климат?
- Откуда берутся лишние градусы?
- Что нас ждет, если изменится климат?
- Можно ли остановить изменение климата?
- Что ты сможешь сделать, чтобы решить проблему изменения климата?
Также доработан вопросник для учеников, который предполагается заполнить в начале проекта и по его истечению, чтобы отследить прогресс в знаниях учеников 14-16 лет после использования плакатов и видеофильма по изменению климата.
Плакаты и видео будут доработаны к сентябрю профессиональными художниками, дизайнерами и специалистами в области видео и представлены на обсуждение сначала центральноазиатской рабочей группы по экообразованию, а затем на Конференции стран Центральной Азии в ноябре 2004 года в Алма-Ате.
ЮНЕП открывает Карпатское бюро в Вене
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) открыла в Вене новое бюро, задачей которого будет охрана природы Карпат и содействие природоохранному сотрудничеству в центральной и юго-восточной Европе. Карпатская горная цепь располагается на территории Венгрии, Польши, Румынии, Сербии и Черногории, Словакии, Украины и Чехии.
Среди задач нового бюро функционирование в качестве временного секретариата Рамочной конвенции по охране и устойчивому развитию Карпат, которая была принята и подписана в мае 2003 года. Карпатские горы являются уникальной экосистемой и местом обитания редких и исчезающих видов животных, включая бурого медведя, волка и рысь, а также около 4000 видов редких растений.
|