Бюллетень "Международное природоохранное сотрудничество"
№11(13), Ноябрь, 2004
Вторая ежегодная конференция Российского форума доноров
В Москве с 18 по 19 ноября состоялась вторая ежегодная конференция Российского форума доноров под названием "Прозрачность деятельности донорских организаций: ожидания и реальность".
К настоящему моменту Российский форум доноров объединяет 27 организаций, которые в течение года выделили на благотворительные цели около 160 миллионов долларов США. По своей сути донорские организации делятся на три примерно равные части: частные российские фонды, частные западные фонды и государственные агентства Западной Европы и Северной Америки.
По мнению председателя форума, руководителя программ фонда Чарльза Стюарта Мотта Николаса Дейчакивского, сам факт регулярного проведения таких конференций очень важен для России, так как свидетельствует об институционализации в стране филантропической отрасли. Данный процесс идёт пока тяжело - до сих пор многие российские бизнес-структуры не осознали необходимости создания специальных фондов, предпочитая выделять средства на благотворительные цели напрямую, а оборот "серого сектора" филантропии по оценкам экспертов Форума доноров составляет до 500 миллионов долларов, то есть более чем в три раза превышает оборот в сфере "легальной благотворительности".
Тем не менее уже нынешнее место филантропии в жизни страны, как считают доноры, не оставляет государственным властям возможности игнорировать эту область деятельности и дает право донорским организациям требовать для себя благоприятных финансово-правовых условий. Как считают участники Форума, достижению этой цели будет способствовать выполнение трёх основных условий: усовершенствование законодательной базы, предоставление благотворителям льготного режима налогообложения и твёрдые гарантии права собственности. Требования филантропов вполне естественны - организациям, которые фактически берут на себя часть функций государства, вполне логично ожидать от этого самого государства режима наибольшего благоприятствования в фискальной сфере, а без защиты собственности невозможно вовлечь "второй сектор" в легальную благотворительность, в то время как именно "аборигенизация" филантропов может дать мощный импульс развитию донорских организаций и снижению зависимости общественных институтов от помощи из-за рубежа. Однако эти требования встречают полнейшее неприятие со стороны властей. Характерно в этом смысле выступление на конференции члена Совета Федерации Андрея Хазина, который заявил, что в налоговом законодательстве вообще нет смысла проводить различие между коммерческими и некоммерческими организациями, поскольку и тем, и другим разрешено заниматься коммерческой деятельностью. Более того, в силу особенностей нынешнего законодательства такая деятельность для некоммерческих организаций возможна лишь де-юре, фактическое же осуществление ими коммерческой деятельности влечет за собой обложение налогом на прибыль всех поступлений на счет организации, включая благотворительные пожертвования! Таким путем государство фактически лишает общественные объединения (за исключением самых крупных) возможности привлекать средства своих сторонников и подсаживает их на "грантовую иглу".
Таким образом, единственной возможностью повлиять на власть является общественное давление. Однако, как показали исследования, данную проблему сложно назвать общественно значимой. По итогам опроса общественного мнения, проведенного специально к конференции исследовательской группой "Циркон" и Агентством социальной информации, 55% респондентов вообще ничего не знают о благотворительных организациях, и лишь 15% в состоянии назвать "поимённо" хотя бы одну такую организацию. Столь плачевное положение и побудило членов Российского форума доноров выбрать в качестве темы своей второй конференции прозрачность деятельности донорских организаций. Показательно, что и внутри филантропического сообщества взгляды на необходимость освещения собственной деятельности порой диаметрально противоположны - от полного отрицания такой потребности до привлечения профессиональных пиарщиков для работы.
Не случайно работа конференции началась (если не считать "протокольного" общения с прессой) с награждения победителей конкурса годовых отчетов грантодающих организаций. Свой годовой отчет представил и Российский региональный экологический центр (РРЭЦ), с 2003 года принимающий участие в работе Форума доноров. Знакомство с опытом коллег очень важно для РРЭЦ, поскольку центр, в первой грантовой программе которого в силу специфики его деятельности являлось основополагающим экологическое направление, в будущем видит себя также в качестве организации, оказывающей поддержку социальному развитию населения. Уже на старте программы целью было максимальное распространение сведений о ней, ее доступность для небольших организаций в малых городах и поселениях, в результате чего на конкурс поступили заявки от 258 организаций, представлявших 63 из 89 субъектов Российской Федерации, а территория, на которой были выполнены поддержанные проекты, протянулась от Калининграда до Сахалина. Исчерпывающая информация о программе стала доступна общественности с момента её объявления, а в ходе ее на сайте РРЭЦ появился "Вестник грантополучателей" - ноу-хау центра, в шести выпусках которого было размещено 68 информационных материалов о выполняющихся проектах и более 50 фотографий.
Таким образом, РРЭЦ при распределении грантового пула всегда склонялся к максимальной открытости, что вообще характерно для экологических организаций. Именно их по результатам голосования на официальном сайте "Гражданского Форума" (2001 год) назвали наиболее эффективно работающими общественными объединениями - за "зелёных" высказалось 26,8% проголосовавших посетителей интернет-ресурса. На втором месте оказались организации, занимающиеся решением проблем беженцев и вынужденных переселенцев (22,3%), затем шли организации, проводящие экспертизу нормативных актов (13,9%) и совсем немного уступающие им правозащитники (13,2%).
Кстати, весьма любопытно сопоставить результаты этого опроса с вышеупомянутым опросом "Циркона" и АСИ, в котором, среди прочих, был и вопрос "В каких направлениях социальной сферы благотворительная деятельность должна получить максимальную поддержку в России?". Так вот, среди этих сфер правозащиту назвали лишь 4% опрошенных, охрану природы - 15%. В лидирующую же группу вошли охрана материнства и детства (52%) и образование и повышение квалификации (39%), то есть те сферы, в которых деятельность общественных организаций как эффективную оценивали в 2001 году соответственно 6,3 и 6 процентов опрошенных!
Можно констатировать весьма интересный факт - несмотря на царящие в обществе патерналистские настроения (59% опрошенных в 2004 году видят в качестве основного благотворителя государство), население де-факто признает главенствующую роль общественных организаций в решении социальных проблем: по мнению опрошенных, свои средства благотворители должны направлять именно туда, где некоммерческие организации работают слабо и неэффективно, что позволяет сделать вывод, что деятельность государства в этих "больных" сферах никак не компенсирует недостаток ресурсов общественных организаций и данные области деятельности ощущаются социумом как "непокрытые". С другой стороны, становится очевидной и другая сторона медали - широкое распространение информации о своей деятельности экологами и правозащитниками, видимо, внушает гражданам мысль, что в этой области деятельности и так все благополучно, и дополнительных финансовых вливаний в неё не требуется. Данная ситуация наводит на мысль о том, что категорическое отрицание потребности в распространении информации о себе некоторыми донорами имеет под собой весьма прагматические основания.
Однако, как говорится, свято место пусто не бывает, и в условиях закрытости информации о донорах от общества роль контролёра неизбежно берёт на себя государство. Последствия такого положения дел уже видны: недавние поправки в Налоговый кодекс России, фактически вводящие тотальный контроль за предоставлением всех грантов российских и международных доноров всем грантополучателям, по мнению экспертов, напоминают скорее цензуру, чем меры по обеспечению прозрачности донорской деятельности. По меткому выражению президента института национального проекта "Общественный договор" Александра Аузана, общественные организации рассматриваются государством наравне с производителями алкоголя, табака и лекарственных препаратов, если судить по жесткости контроля и количеству разного рода разрешительной документации.
Именно нахождение баланса между обеспечением прозрачности деятельности доноров и соблюдением свободы в сфере благотворительности и филантропии и является на сегодняшний день главной совместной задачей донорских организаций и государства, ибо без независимых финансово некоммерческих структур невозможно подлинное становление гражданского общества.
Доклад об изменении климата в Арктике и его последствиях
Опубликован доклад "Об изменении климата в Арктике и его последствиях" (ACIA), подготовленный для правительств северных стран при участии более 250 ученых и представителей 6 организаций коренных арктических народов.
Основной вывод доклада: изменение климата в Арктике действительно происходит, и процесс этот будет набирать обороты, если выбросы СО 2 не будут уменьшены. Потепление в Арктике скажется на всем остальном мире, внеся свой вклад в глобальное изменение климата и повышение уровня мирового океана.
По мнению авторов доклада, изменения климата в Арктике по причине хозяйственной деятельности человека являются самыми масштабными в мире. Это ставит под вопрос существование белых медведей как вида уже к концу XXI столетия, поскольку они вряд ли они смогут выжить при почти полной потере летнего ледяного покрова. Исчезновение угрожает также некоторым видам промысловых рыб. Потепление климата вызовет появление новых болезней у человека и животных и станет причиной более частых лесных пожаров, сильных ураганов и штормов, грозящих прибрежным северным странам.
Из-за таяния ледников, морского льда и снегов тундры уровень морского океана будет повышаться. К концу столетия он может подняться почти на целый метр. И 15% этой воды составят арктические льды. На сегодня около 17 миллионов человек живут более чем на метр ниже уровня моря (например, в Бангладеш). Штатам Флорида и Луизиана (США), городам Бангкок, Калькутта, Дакка и Манила также угрожает опасность в результате повышения уровня мирового океана. Ледники Гренландии уменьшились за период с 1979 по 2002 год на 16%. В 2002 году темпы подтопления побили все рекорды. Глобальное потепление может привести к полному исчезновению ледяного покрова Гренландии, в этом случае уровень мирового океана поднимется на семь метров, пусть даже это произойдет через несколько сотен лет.
Таяние арктических льдов ускорит процесс изменения климата. Способность Арктики отражать тепло снижается, и концентрация парниковых газов будет увеличиваться. Потепление в Арктике влияет на изменение течения Гольфстрим, несущего свои теплые воды к берегам Северо-Западной Европы и определяющего погоду в этих странах.
В российской части арктического региона уже отмечен сдвиг границы лесной зоны к югу, что вызвано, по оценкам учёных, загрязнением окружающей среды, сведением лесов, сельскохозяйственной деятельностью и ростом площадей заболоченных участков. Отмечено, что в прибрежных районах Северо-Запада России за прошедшие 50 лет среднегодовая температура поднялась на 1°С, а в континентальной части - до 3°С, а к 2090 году она может повыситься в этом регионе на 6°С за счет ослабления "охлаждающих способностей" Северного Ледовитого океана. В Сибири среднегодовые температуры за последние 50 лет повысились на 1-3°С, при этом зимние температуры возросли на 3-5°С. Наиболее подверженной потеплению оказалась континентальная часть из-за уменьшения времени существования постоянного снежного покрова. Согласно моделям, к 2090 году средняя температура зимы в прибрежных районах Сибири может возрасти на 10°С!
Изменения климата скажутся на сибирских реках. Предполагаемое увеличение количества осадков в зимний период приведёт к увеличению стока этих рек, который составит до 15% пресной воды, попадающей в Северный Ледовитый океан, а также сдвигу половодья на более ранний срок. Произойдёт увеличение площади прибрежных водно-болотных угодий, что, с одной стороны, приведёт к расширению ареала ряда видов, а с другой - к росту эмиссии метана. Увеличение притока пресной воды в океан окажет серьёзное влияние на формирование океанских течений и ледяного покрова, а также ускорит процесс таяния вечной мерзлоты вдоль всего сибирского побережья.
В экономическом аспекте потепление климата может дать некоторый положительный эффект, связанный с открытием Севморпути для коммерческого судоходства. К концу текущего столетия навигация по этому маршруту при сохранении существующих климатических тенденций увеличится с 20-30 до 120 дней в году. Это поможет улучшить доступ к сибирскому углеводородному сырью (экспорт которого является важнейшей частью экономики России) по морю, однако ухудшит доступ к нему по суше, сделав невозможным функционирование ряда зимников и увеличив расходы на содержание дорожного фонда.
Однако вызванное изменением климата повышение влажности в зимний и весенний периоды может губительно отразиться на жизни людей. Во-первых, весной возрастёт риск катастрофических наводнений, а летом (из-за того, что влажность, напротив, понизится) - риск лесных пожаров (кроме того, пострадают гидроэнергетика и речное судоходство). Во-вторых, просто чудовищными могут быть потери от таяния вечной мерзлоты для инфраструктуры Сибири. Уже в 90-х годах прошлого столетия доля аварийных зданий в жилом фонде колебалась от 22% в Тикси до 80% в Воркуте. За последние десять лет число аварийных домов возросло до 42% в Норильске, 61% в Якутске и 90% в Амдерме. На БАМе в начале 90-х до 16% второстепенных веток в зоне вечной мерзлоты было повреждено из-за её таяния, а в 1998 году эта цифра возросла до 46%. Большинство взлётно-посадочных полос в Норильске, Якутске, Магадане и других городах находится в опасном состоянии. Серьёзные аварии случаются в результате повреждения газо- и нефтепроводов: только в 2003 году зарегистрировано 16 разрывов трубопровода Мессояха - Норильск, а в Ханты-Мансийском АО отмечено 1702 разлива нефти, в результате которых было загрязнено свыше 640 квадратных километров территории. Нефтяное загрязнение особенно пагубно скажется на коренных оленеводческих народах: количество доступных пастбищ сократится. К тому же потепление может спровоцировать более позднее установление (и более раннее таяние) ледяного покрова в дельте Оби, что отрежет летние оленьи пастбища от зимних. Все это, в сочетании с улучшением доступа в регион по воде, может оказаться фатальным для традиционной культуры коренных народов Сибири.
Проведение Оценки воздействия на климат Арктики (ACIA) было официально одобрено на конференции министров в рамках Арктического Совета - межправительственной организации, занимающейся различными вопросами, актуальными для стран Арктики: Дании (включая Гренландию и Фарерские острова), Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции - прошедшей в Пойнт Барроу, штат Аляска, в 2000 году. Министры поручили проведение Оценки воздействия двум рабочим группам Арктического Совета - Программе оценки и мониторинга и Группе по сохранению арктической флоры и фауны - при содействии Международного научного арктического комитета.
Россиянин впервые удостоен награды Фреда Пакарда
Эколог Всеволод Степаницкий удостоен престижной международной награды, присуждаемой Всемирной Комиссией охраняемых территорий Международного Союза охраны природы (IUCN).
Официальное название награды - "Международная Награда Фреда Пакарда за мужество в деле охраны национальных парков". Всеволод Борисович - первый россиянин, награжденный этой престижной премией. До последнего времени он работал начальником Департамента заповедного дела Министерства природных ресурсов России.
Номинантами этой награды становятся частные лица или группы лиц, которые работают в охраняемых природных территориях и имеют репутацию добросовестных сотрудников, не только выполняющих свои должностные обязанности, но и болеющие душой за дело охраны природы.
Награда названа именем человека, который работал секретарем Всемирной Комиссии охраняемых территорий (WCPA) Международного Союза охраны природы (IUCN) в 1970-е, самые сложные для организации годы. Фред Пакард распорядился после его смерти создать на его деньги фонд присуждения награды за доблесть и мужество сотрудников охраняемых территорий. В 1982 г. появилось официальное название премии - "Международная Награда Фреда Пакарда за мужество в деле охраны национальных парков".
Эксперты считают, что именно благодаря усилиям Степаницкого за последние 15 лет система ООПТ была сохранена и укреплена, а площадь российских заповедников и национальных парков удвоилась с 20 до 40 млн. га.
В конце 80-х В. Степаницкий начал государственную службу в области управления особо охраняемыми природными территориями. В октябре 1991 года он возглавил Управление особо охраняемых природных территорий Госкомприроды России.
Отстаивая принципиальные позиции в области охраны природы, Степаницкий несколько раз покидал государственную службу, уходя в неправительственные природоохранные организации, где также много сделал для охраны природы.
В. Степаницкий - один из организаторов и учредителей Социально-экологического союза - ныне широко известной в России и за ее пределами общественной природоохранной организации. В том числе благодаря его профессионализму и опыту общенациональная акция протеста против строительства канала "Волга -Чограй", проведенная Социально-экологическим союзом в феврале 1989 г., завершилась победой экологов.
Во время работы в Центре охраны дикой природы он возглавляет программу "Заповедное дело", где ему удается сделать очень многое для развития особо охраняемых природных территорий. Именно в это время готовится законодательная и нормативно-правовая основа деятельности государственных природных заповедников. В. Степаницкий был одним из ключевых авторов всех нормативно-правовых документов, в том числе и важнейшего Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", принятого в 1995 г. Благодаря этой работе впервые в Российской Федерации выходит столь важный сборник нормативных актов по заповедному делу и постатейный комментарий к Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях".
Новый раунд конкурса грантов Института Кузнецов
15 ноября 2004 года Blacksmith Institute объявил очередной раунд конкурса грантов на выполнение проектов по выявлению и очистке мест с неблагоприятной экологической ситуацией в России. К участию в конкурсе были приглашены зарегистрированные неправительственные экологические организации, а также муниципальные образования и органы власти субъектов федерации.
"Институт Кузнецов" ("Blacksmith Institute") - международный благотворительный фонд со штаб-квартирой в Нью-Йорке - финансирует экологические инициативы в странах с переходной экономикой и развивающихся странах. Главной программой Института является программа "Загрязненные места" (очистка территорий от разного рода загрязнений), направленная на улучшение здоровья и благополучия настоящего и будущего поколений. "Институт Кузнецов" финансирует инициативы местных сообществ по улучшению ситуации в подобных местах (непосредственная очистка или разработка соответствующих планов для их последующего финансирования другими донорами, любые другие меры, способные улучшить состояние здоровья местного населения).
Один из основных принципов работы Фонда - "точечное" (10-15 тысяч долларов в год) финансирование конкретных инициатив, непосредственно улучшающих ситуацию. К настоящему времени на территории России осуществляются три проекта (Магаданская обл. - ликвидация радиационного загрязнения на территории городского пляжа; Томская обл. - ликвидация опасного для населения склада пестицидов; г. Дзержинск - разработка планов для улучшения питьевого водоснабжения).
Международный симпозиум "S.O.S. Danube Delta"
Международный симпозиум "S.O.S. Danube Delta" прошел 5 - 7 ноября 2004 в Гааге (Нидерланды) и был сосредоточен на проблемах, связанных с решением Украины о сооружении судоходного канала через гирло Быстрое Дунайского заповедника.
Вслед за многочисленными протестами по всему миру, участники симпозиума подчеркнули оппозиционное отношение к планам Украины. Более 40.000 человек и организаций со всего мира выразили свой протест, подписав интерактивную петицию.
Участники симпозиума из Испании, Италии, Германии, Голландии, Канады, Молдовы и Румынии отметили, что проблема Быстрого является международной экологической и геостратегической проблемой, играющей важную роль в сфере безопасности, а повторяющиеся нарушения ряда международных конвенций со стороны Украины демонстрируют не только игнорирование международного сообщества, но и недостаток надлежащих инструментов регулирования в решении таких проблем.
Резолюция Симпозиума призывает Украину прекратить сооружение канала во второй стадии проекта до тех пор, пока международная экспертиза, выполненная согласно международным соглашениям, не покажет, что такой канал может быть построен без уничтожения резервата ЮНЕСКО - Дунайского заповедника.
Участники с сожалением отметили, что украинская делегация не смогла приехать на симпозиум. Участники выразили свою глубокую обеспокоенность сложившимися в Украине обстоятельствами - от одностороннего и агрессивного поведения по отношению к западному соседу - Румынии, до актов запугивания украинских экологов, протестующих против проекта.
Участники поддержали усилия дипломатии Румынии и Европейского союза (ЕС) в решении конфликта согласно Международному законодательству и практике. В то же время они призвали ЕС разработать дополнительное законодательство, которое отвечало бы таким потенциальным вызовам у своих границ.
В Гааге состоялся саммит ЕС - Россия
На состоявшемся 25 ноября в Гааге саммите ЕС - Россия лидеры стран-участниц саммита особо приветствовали ратификацию Россией Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, который, благодаря данному решению Российской Федерации, вступит в силу в феврале 2005 года. Стороны отметили, что ратификация протокола заложила прочную основу для усиления двустороннего и многостороннего сотрудничества по проблеме изменения климата.
На переговорах об общем экономическом пространстве было отмечено, что сотрудничество в природоохранной сфере должно стать центральной частью работы по созданию такого пространства. В рамках переговоров были обсуждены также вопросы сельского хозяйства, энергетики, безопасности на море и другие.
Энергетика и лесное хозяйство также стали предметом обсуждения Круглого стола промышленников ЕС - Россия, заседание которого, предшествовавшее саммиту, состоялось в Гааге 10 ноября.
Природоохранные положения Конституции Европейского Союза
Статья I-3
3. Союз действует в интересах устойчивого развития Европы, основой которого является сбалансированный экономический рост и стабильность цен, рыночное общественное хозяйство, обладающее высокой конкурентоспособностью и стремящееся к полной занятости и общественному прогрессу, а также высокий уровень охраны и улучшения качества природной среды. Союз поддерживает научно-технический прогресс.
4. Во внешних отношениях Союз охраняет и укрепляет свои ценности и интересы. Союз стремится к миру, безопасности, устойчивого развития нашей планеты, к солидарности и взаимному уважению между народами, к свободной и честной торговле, к уничтожению бедности, а также к защите прав человека, особенно прав ребёнка, и к строгому соблюдению и развитию международного права, в особенности принципов Хартии Объединённых Наций.
Статья III-119
При определении и осуществлении политики и действий, о которых говорится в данной части, в особенности в целях поддержки устойчивого развития, принимаются во внимание природоохранные требования.
Статья III-233.
1. Политика Союза в области окружающей среды служит достижению следующих целей:
а) сохранения, охраны и улучшения качества окружающей среды,
b) охраны здоровья населения,
с) бережного и рационального использования природных ресурсов,
d) продвижения на международной арене средств, служащих решению региональных или глобальных проблем окружающей среды.
2. Политика Союза в области окружающей среды ставит своей целью высокий уровень её охраны с учётом разнообразия ситуации в различных регионах Союза. Она базируется на принципе предосторожности и предупреждения, ликвидации в первую очередь источника ущерба и на принципе "загрязнитель платит".
В данном контексте средства гармонизации, отвечающие природоохранным требованиям, подпадают под действие оговорки, позволяющей Странам-Членам принимать, по причинам неэкономического характера, связанным с охраной природы, временные меры, подлежащие контрольной процедуре Союза.
3. При выработке политики в области окружающей среды Союз учитывает:
а) доступные научно-технические данные,
b) природные условия в различных регионах Союза,
c) выгоды и затраты, которые могут вытекать из действия или бездействия,
d) экономическое и социальное развитие Союза в целом и устойчивое развитие его регионов.
4. В сфере своей компетенции Союз и Страны-Члены взаимодействуют с третьими странами и соответствующими международными организациями. Условия сотрудничества Союза могут быть предметом переговоров между Союзом и заинтересованными третьими сторонами.
Первым абзацем не затрагивается компетенция Стран-Членов в отношении переговоров в международных органах и заключения международных договоров.
Статья III-234.
1. Европейские законодательные акты либо европейские рамочные законодательные акты устанавливают нормы, служащие достижению целей, определённых в статье III-233. Европейские законодательные акты и европейские рамочные законодательные акты принимаются после консультаций с Комитетом Регионов и Общественно-Экономическим Комитетом.
2. На принципе отступления от пункта 1 и без ущерба для статьи III-172 [статья посвящена практической реализации целей по организации и обеспечении функционирования внутреннего рынка - прим. ред.], Совет принимает единогласно европейские законодательные акты либо европейские рамочные законодательные акты, устанавливающие:
а) правила, имеющие прежде всего фискальный характер,
b) нормы, влияющие на:
i) расположение хозяйственных объектов,
ii) количественное управление водными ресурсами либо опосредовано или непосредственно на доступность таких ресурсов,
iii) предназначение земель, за исключением вопросов управления отходами.
с) нормы, существенно влияющие на выбор Страной-Членом источника энергии и общую структуру его энергообеспечения.
Статья III-256
В рамках организации либо функционирования внутреннего рынка с учетом необходимости сохранения и улучшения состояния окружающей среды, политика Союза в сфере энергетики имеет целью:
а) гарантировать функционирование рынка энергии
b) гарантировать безопасность передачи энергии в Союзе, а также
c) поддерживать энергоэффективность и энергосбережение, равно как и развитие новых и возобновляемых форм энергии.
Совет единогласно по представлению Комиссии может принять европейскую директиву о применении обычной законодательной процедуры по вопросам, упомянутым в первом абзаце. Во всех случаях Совет принимает решение после консультации с Европейским Парламентом, Комитетом Регионов и Общественно-Экономическим комитетом.
"Люди и природа - только один мир"
В Бангкоке (Таиланд) с 17 по 25 ноября под девизом "Люди и природа - только один мир" состоялся 3-й Всемирный природоохранный конгресс Международного союза охраны природы (МСОП), в котором приняли участие более 5000 делегатов. Во время проведения Конгресса внимание мировой общественности было сконцентрировано на современном состоянии видов и экосистем, а также их влиянии на жизнь человека. Кроме того, рассматривался вопрос о том, как мобилизовать ресурсы с учетом сокращения правительственного инвестирования в сферу охраны природы. Для участия в Конгрессе, который был открыт Ее Величеством Королевой Таиланда Сирикит, в Бангкок прибыли официальные лица, представители неправительственных организаций и ведущие специалисты в области охраны окружающей среды. Россия была представлена рядом общественных организаций - членов IUCN и научных институтов. На государственном уровне Российскую Федерацию на Конгрессе представляла делегация Министерства Природных Ресурсов РФ во главе с А.М.Амирхановым.
Частью Конгресса стал Всемирный Природоохранный Форум, проходивший на протяжении трех дней. Во время Форума состоялось более 350 мероприятий, посвященных оценке и обсуждению основных проблем в области охраны окружающей среды, прав человека и устойчивого развития.
По оценкам многих наблюдателей, Конгресс оказался не только наиболее представительным, но и наиболее успешным за всю историю МСОП. По мнению бывшего президента МСОП Иоланды Какабадзе (Эквадор), оставившей свой пост на данном Конгрессе, Союз является в настоящее время вполне жизнеспособной организацией с постоянно растущим количеством членов (число государств, являющихся членами Союза, к настоящему моменту достигло 82).
Новоизбранный президент МСОП - бывший министр по делам окружающей среды и туризма ЮАР Мохаммед Вали Мооса - заявил о том, что полон решимости поднять дело охраны природы на новые высоты и добиться того, чтобы охрана окружающей среды стала делом каждого. Конгресс одобрил более 100 резолюций по ключевым вопросам (от генетически модифицированных организмов до поддержания экологического баланса океанов), которые определяют направления международной природоохранной деятельности на ближайшие несколько лет и содержат ряд новых политических решений и инициатив, направленных на улучшение экологической обстановки на планете. В частности, МСОП выразил озабоченность действиями правительства Украины в отношении Дунайского биосферного заповедника и его директора Александра Волошкевича.
"Решения, принятые в Бангкоке, касаются каждого из нас в отдельности, - отметил генеральный директор МСОП Ахим Штайнер (Германия). - Они демонстрируют роль охраны природы в поддержании мира, устранении бедности, обеспечении продовольственной и водной безопасности, здравоохранении, духовном и экономическом развитии. Глобальная повестка дня для деятелей охраны природы в 2004 году стала более чем просто манифестом - это вопрос всеобщей необходимости и коллективной ответственности". Её Императорское Высочество принцесса Такамадо, почётный президент организации BirdLife International, заявила, что человечество должно "думать о состоянии планеты так же, как и о состоянии своего здоровья".
Доклад "Живая планета-2004"
Доклад Всемирного фонда дикой природы "Живая планета-2004" показывает, что человечество в настоящее время потребляет на 20% больше природных ресурсов, чем может производить наша планета. А численность популяций животных и растений, обитающих на суше, в пресной и морской воде сократилась за период с 1970 по 2000 годы на 40%. По мнению экспертов WWF, это последствия растущего спроса на продукты питания, энергию и воду.
Новые данные подтверждают тенденции, обозначенные в предыдущих докладах "Живая планета". "Экологический след" человека - его воздействие на природу - увеличился в 2,5 раза по сравнению с 1961 годом. По данным последнего доклада, сегодня для удовлетворения потребностей одного человека необходимо 2,2 га земли и ее природных ресурсов, тогда как по статистике на каждого жителя Земли приходится всего 1,8 га продуктивных земель. "Экологический след" американца в 2 раза превышает европейский и в 7 раз - жителя Азии или Африки. И потребление природных ресурсов в развитых странах имеет тенденцию к увеличению.
Киотский протокол заработает 16 февраля 2005 года
Заявление об этом сделал в Найроби Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, которому российская делегация передала ратификационные грамоты Киотского протокола. "Это исторический шаг вперед в попытках человечества побороть действительно глобальную угрозу", - сказал Кофи Аннан.
Вступление в силу этого соглашения было возможным только после того, как документ будет ратифицирован не менее чем 55 странами, на чью долю приходится как минимум 55% выбросов в атмосферу парниковых газов. Этот минимум был достигнут после ратификации документа Россией, чья промышленность отвечает за 17% эмиссии парниковых газов.
Европейская комиссия ратифицировала Стокгольмскую конвенцию
18 ноября 2004 года Европейская комиссия от имени Европейского Союза ратифицировала Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях (СОЗ).
Став стороной Конвенции, Европейская комиссия может настаивать на расширении списка двенадцати СОЗ. Летом 2004 года Комиссия предложила включить в список Конвенции 9 дополнительных веществ. Правительствам ЕС предстоит решить, представлять это предложение в Секретариат Конвенции или нет.
Рабочее совещание по охране аргали и ирбиса
С 3 по 5 ноября в Алтае-Саянах на базе Саяно-Шушенского заповедника состоялось рабочее совещание "Практические меры по сохранению аргали и ирбиса в Алтае-Саянском экорегионе в 2004-2009 годах". В совещании приняли участие эксперты из России, Казахстана и Монголии.
Главной задачей совещания стало планирование конкретных практических действий по охране аргали и ирбиса в Экорегионе в 2004-2009 году, выделение приоритетных территорий для концентрации усилий и проведения модельных проектов, определение механизмов наиболее срочных действий для действенной охраны краснокнижных видов в Экорегионе в целом и в его отдельных субъектах.
На данный момент общая численность алтайского горного барана в пределах всего ареала в России, Монголии и Казахстане может быть оценена в 4,5 - 5,0 тыс. Особей снежного барса в России обитает около 150-170, на территории Монголии их насчитывается не более 1500.
Сейчас основными угрозами для существования видов в Алтае-Саянах являются: браконьерство, отстрел местным населением (защита скота от нападения барса), нерегулярность природоохранных мероприятий и так называемые "черные сафари".
|