Бюллетень "Международное природоохранное сотрудничество"
№5(7), Май, 2004
Владимир Путин: Россия будет ускорять движение по ратификации Киотского протокола
"Тот факт, что ЕС пошел нам навстречу на переговорах по ВТО, не может не сказаться на позитивном отношении Москвы к вопросу о ратификации Киотского протокола. Мы будем ускоренно двигаться к ратификации этого протокола", - заявил президент Российской Федерации Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммита ЕС-Россия в Москве.
Владимир Путин заявил, что Россия выступает "за Киотский процесс". "Мы его поддерживаем, но у нас есть некоторые озабоченности в связи с обязательствами, которые мы должны на себя взять", - сказал президент.
Президент Путин при этом уточнил, что Россия и ЕС "не пакетировали вопросы ВТО и Киотского протокола". По его словам, российская сторона "высказывала озабоченности" по этому вопросу, и стороны "услышали друг друга".
Ранее еврокомиссар по торговле Паскаль Лами и министр экономического развития и торговли России Герман Греф подписали в Кремле протокол о завершении переговоров по взаимному доступу на рынки. Это означает, что ЕС дает зеленый свет на вступление России в ВТО.
Документ был подписан в присутствии главы Еврокомиссии Романо Проди, премьера Ирландии (страны, председательствующей сейчас в ЕС) Берти Ахерна и президента Путина.
Семинар по проектам Совместного Осуществления Киотского протокола
В Москве завершился двухдневный семинар по проектам Совместного Осуществления Киотского протокола, организованный секретариатом Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК) в сотрудничестве с Росгидрометом. В семинаре приняли участие около 130 человек, представлявшие правительственные и общественные организации из России, государств Восточной Европы, Канады, Японии и ряда развивающихся стран.
Проекты Совместного Осуществления - один из трех так называемых "гибких механизмов" Киотского протокола, предусматривающий сотрудничество развитых стран и стран с переходной экономикой для достижения целей протокола с минимальными затратами.
На пресс-брифинге, состоявшемся по завершении семинара, исполнительный секретарь РКИК Йоке Уоллер-Хантер отметила, что секретариат конвенции с удовлетворением воспринял заявление Президента Российской Федерации Владимира Путина об ускорении движения России к ратификации Киотского протокола. "2004 год - это год десятилетия вступления конвенции об изменении климата в силу, и ратификация Киотского протокола Россией стала бы лучшим подарком всем сторонам Конвенции к этой дате. Мы были бы удовлетворены, если бы конференция сторон Конвенции, которая состоится в декабре текущего года в Буэнос-Айресе, стала бы также и первой встречей сторон Киотского протокола, а чтобы это случилось, Россия должна представить ратификационные грамоты не позднее 7 сентября", - заявила Уоллер-Хантер.
Вопросы журналистов касались в основном экономических последствий ратификации Киотского протокола для России. По мнению участников брифинга, прошедший семинар показал, что существует как спрос, так и предложение проектов Совместного Осуществления с участием России, и только проекты, находящиеся "в портфеле" Всемирного Банка, оцениваются в 500 миллионов долларов США. Проекты, предлагаемые к реализации в Российской Федерации, можно разделить на три типа: возобновляемая энергетика, повышение энергоэффективности и утилизация парниковых газов. Инвестиции, помимо энергетической отрасли, могли бы пойти также в тяжёлую промышленность и производство экологически чистого топлива.
По словам Йоке Уоллер-Хантер, российский бизнес готов направлять средства, полученные от проектов совместного осуществления, в экологизацию производства, в частности, в повышение энергоэффективности, которая в России в 2-2,5 раза ниже, чем в промышленно развитых странах. Многие российские участники семинара подчеркивали важность реализации проектов для модернизации экономики и выполнения стоящих перед ней амбициозных задач.
Среди проблем были названы качественное несовпадение спроса и предложения проектов совместного осуществления и отсутствие единых правил их реализации. В заключение ещё раз было подчеркнуто, что будущее у данных проектов есть только в случае вступления Киотского протокола в силу, так как при отсутствии установленных целей исчезает и "углеродный рынок", что приводит к утрате интереса к проектам совместного осуществления со стороны бизнес-структур.
Круглый стол по Киотскому протоколу
Инициативная группа "Россия и Киотский протокол" совместно с Национальным институтом региональных исследований и политических технологий "Экспертное сообщество" выступили организаторами круглого стола на тему: "Перспективы присоединения России к Киотскому протоколу", который состоялся в московском отеле "Мариотт" 19 мая.
Участникам круглого стола было предложено обсудить проблему ратификации Киотского протокола, закрепляющего обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой по ограничению и снижению выбросов парниковых газов в атмосферу.
В работе круглого стола приняли участие представители бизнеса, науки, властных структур, независимых институтов. В круг обсуждаемых вопросов входили условия, на которых возможно присоединение России к Киотскому протоколу, создание универсального механизма экологического регулирования, экономические последствия ратификации Россией Киотского протокола, перспективы совместных с развитыми странами программ по снижению выбросов парниковых газов на уровне регионов, на отраслевом уровне и на уровне отдельных предприятий, анализ международного опыта по созданию национальных программ по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу, прогноз развития ситуации с ратификацией Киотского протокола.
В Женеве прошла 4-я сессия Лесного форума ООН
Официальную российскую делегацию возглавлял руководитель Федерального агентства лесного хозяйства В.П.Рощупкин. В состав делегации входили также заместитель председателя Комитета по экологии Государственной Думы Российской Федерации М.Я.Лебедева и председатель Всероссийского общества лесоводов А.И.Писаренко.
В ходе Лесного форума В.П.Рощупкин и М.Я.Лебедева посетили Международный секретариат Всемирного фонда дикой природы (WWF) в Гланде. Совместно с директором Глобальной Лесной программы Крисом Элиотом и руководителем Европейской Лесной программы Данканом Поллардом, а также представителями Всемирного Банка Джеймсом Дугласом и Андреем Кушлиным были обсуждены приоритеты Альянса Банка и WWF по обеспечению устойчивого лесопользования и сохранению биоразнообразия лесов в России, а также пути и направления сотрудничества с Федеральным агентством лесного хозяйства России. Была серьезно обсуждена проблема нелегальных рубок леса в России.
Директор по охране природы WWF России Евгений Шварц так прокомментировал результаты сессии Лесного форума ООН: "Российской делегацией был сделан существенный шаг вперед. В течение последних трех лет Российская Федерация на официальном уровне практически не участвовала в международных переговорных процессах по лесам и устойчивому лесному хозяйству и лесопользованию, а если участвовала, то не заявляла активной позиции. Самоизоляция от международных процессов по лесам во многом способствовала усилению отсталости ведения лесного хозяйства, формированию ряда мифов о лесном хозяйстве ведущих лесных держав мира и лишала возможности использования опыта устойчивого управления лесами и реформирования организации лесного хозяйства во многих регионах мира. Но главный положительный результат участия официальной делегации России в форуме состоит, на мой взгляд, в том, что если раньше проблема нелегальных рубок в России часто подавалась как "политическая провокация, препятствующая экспорту продукции лесного сектора экономики России" или просто замалчивалась, то теперь была заявлена активная и взвешенная реалистичная позиция. Да, нелегальные рубки есть, это серьезная и экономическая, и экологическая проблема в России. Но это проблема не только страны-поставщика лесоматериалов, но и в равной степени стран-потребителей лесной продукции. Мы сможем решить проблему нелегальных рубок, только объединив усилия для совместной работы".
Секретариат Рамсарской конвенции обеспокоен "канализацией" Дуная
Секретариат Рамсарской конвенции вновь обратился к президенту Украины Леониду Кучме с выражением обеспокоенности по поводу планов строительства глубоководного судоходного канала на Украинской части дельты по территории Дунайского биосферного заповедника.
Данный вариант проекта серьезно и необратимо повлияет на Килийское устье Дуная, Рамсарское водно-болотное угодье международного значения и один из биосферных резерватов проекта ЮНЕСКО "Человек и Биосфера".
Секретариат призвал Украину к обеспечению соблюдения подписанных ею международных соглашений, в частности, Рамсарской Конвенции. Известно, что несколько международных организаций и несколько правительств других стран разделяют озабоченность по данному вопросу.
В октябре 2003 года совместная миссия Рамсар/ЮНЕСКО посетила Украину с целью найти наиболее экологически приемлемое решение по данной проблеме и предложила альтернативные варианты, которые бы обеспечили сохранность данной природной территории международного значения - содержащий наиболее ценные обширные прибрежные территории.
Несмотря на все усилия международного сообщества министр транспорта Украины Георгий Кирпа все же "перерезал красную ленточку" на строительстве канала по наиболее разрушительному варианту. Только погодные и иные природные обстоятельства задержали на некоторое время начало работ.
Достоверно известно, что существует несколько решений, позволяющих сосуществовать заповедной территории и дальнейшему экономическому развитию региона, что позволило бы следовать духу и букве Рамсарской конвенции и решениям Саммита по Устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002).
Генеральный Секретарь Конвенции Питер Бриджуотер подтвердил готовность к сотрудничеству с правительством Украины и иными заинтересованными сторонами в данном вопросе для нахождения наилучших решений проблемы.
В Париже обсудили будущее ветровой энергетики
В Париже состоялся семинар "Интеграция ветровой энергии в электрические сети: экономические аспекты и вопросы надёжности", организаторами которого выступили Международное энергетическое агентство при ОЭСР и Агентство по атомной энергии при ОЭСР.
Рост доли ветровой энергии в общем объёме энергопродукции породил ряд вопросов, касающихся обеспечения надежности энергоснабжения. Естественные колебания количественных показателей выработки ветровой энергии вызвали рост использования резервных источников. Также предполагается, что потребуются дополнительные вложения для поддержания надежности ветроэнергетических систем.
Пока среди специалистов нет согласия по вопросу величины затрат и выгод от роста доли ветровой энергии, а разброс количественных оценок не позволяет выработать стратегию по решению данной проблемы. К тому же эти оценки базируются на технологиях, существующих в данный момент, в то время как новые разработки в перспективе могли бы помочь смягчить ее остроту.
Семинар проводился в виде трех сессий. Первая из них - "Затраты по интеграции ветровой энергии в электрические сети" - была посвящена обмену опытом по вопросам надёжности ветроэнергетических систем, количественной оценке затрат и законодательным барьерам, препятствующим более эффективному использованию средств. Вторая сессия - "Экономическая оценка будущего развития" - включала в себя исследование влияния роста производства ветровой энергии на электрические сети, качественные оценки потенциальных затрат. Наконец, третья сессия - "Инструменты минимизации затрат, связанных с ростом ветровой энергетики" - была посвящена поиску механизмов, которые позволили бы уменьшить материальные потери от роста доли ветровой энергетики в общем объёме энергопроизводства, как законодательных, так и технических.
В семинаре принимали участие представители научных кругов, общественных организаций, а также приглашенные представители правительственных органов и бизнеса.
Программа США по утилизации оружейного плутония пока стоит
Американские официальные лица впервые признали, что процесс утилизации 68 тонн плутония в России и США, начавшийся 6 лет назад, стоит на месте. Одна из причин - недостаток финансирования. Многие западные страны отказываются финансировать проект, зная о его экологической ущербности. В 2000 году экологи добились того, что Германия отказалась поставить в Россию завод по производству плутониевого топлива, что фактически привело к замораживанию планов утилизации плутония в России.
"Экологи выступают за разоружение и утилизацию плутония, но принципиально другим образом, нежели планируют правительства. Утилизация плутония в старых атомных реакторах чревата серьезными экологическими последствиями и угрозой ядерного распространения. Поэтому отсутствие прогресса - хороший знак. Мы предлагаем альтернативный вариант - остекловывание плутония. Он дешевле и менее опасен", - говорит Владимир Сливяк, сопредседатель группы "Экозащита!", ведущей кампанию против плутониевого топлива с 1998 года.
В соответствии с программой утилизации, Россией и США планировалось, что плутоний будет использован для производства ядерного (МОКС) топлива. Общественность и экологи обеих стран называют этот путь утилизации плутония наиболее опасным и экономически невыгодным. По последним подсчетам плутониевое топливо в 5-10 раз дороже уранового, которое используется сегодня. Стоимость плутониевой программы в США - около 4,6 миллиардов долларов, в России - 2,7 миллиардов долларов.
С экологической точки зрения, утилизация плутония в виде МОКС-топлива чревата серьезными последствиями - в 2 раза более масштабным загрязнением, чем при возможной аналогичной аварией на реакторе, загруженном "обычным" урановым топливом. МОКС-программа предполагает транспортировки материалов, включающих в себя оружейный плутоний, во время которых затруднительно будет обеспечить высокий уровень безопасности. Это породит угрозу краж ядерного материала и террористических актов. Также при транспортировке существует серьезная опасность аварии с последующим загрязнением железных дорог и окружающей среды.
Рабочее совещание по электронным базам данных стран региона ВЕКЦА
В подмосковном Нахабино, 13-14 мая 2004 года состоялось рабочее совещание по электронным базам данных для экологической отчётности. Тема рабочей встречи: "Дальнейшее развитие электронной базы данных по окружающей среде стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии".
Странами ВЕКЦА, в рамках совместного проекта ЕЭК ООН и ЕАОС, была создана электронная база данных, содержащая информацию о национальных сетях экспертов по мониторингу окружающей среды и каталог по источникам данных и наборам данных, а также по учреждениям, докладам и другим информационным продуктам в области окружающей среды. Эта база данных содержит более 1,500 записей по всем двенадцати странам и размещена она на Интернет портале Рабочей группы по мониторингу и оценке окружающей среды. Портал поддерживается справочной службой ЕЭК ООН (Monitoring Helpdesk) на английском и русском языках и регулярно обновляется ().
Каталог источников данных содержит описания и прямые ссылки в Интернете на государственные доклады о состоянии и охране окружающей среды, оценочные доклады по биоразнообразию, отходам и другим аспектам окружающей среды, национальные планы действий и отчёты по охране окружающей среды и устойчивому развитию.
В ходе Рабочего совещания была обсуждена эффективность созданной базы данных, способы её популяризации, обсуждены практические вопросы дальнейшего развития системы путём создания подсистемы по экологической отчётности ("ЭкоОтчётности") по типу ReportNet ЕАОС.
Предполагается, что следующая встреча Рабочей группы проведена в Кишиневе, в июле 2004 года.
Встреча Форума по окружающей среде и устойчивому развитию в Астане
Вопросы взаимосвязи торговли и устойчивого развития рассматривались на завершившейся 26 мая в Астане встрече Форума по окружающей среде и устойчивому развитию (АПФЕД).
АПФЕД - небольшая (около 20 человек) группа уважаемых деятелей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (среди которых немало бывших глав государств и правительств), тщательно отобранных в соответствии с их выдающимися персональными качествами, а также руководители международных организаций - Экономической и Социальной Комиссии ООН по Азиатскому и Тихоокеанскому региону и ЮНЕП. Председатель АПФЕД - бывший премьер-министр Японии Рютаро Хошимото. В состав АПФЕД входят два человека из региона ВЕКЦА - Булат Есекин (Казахстан) и Ольга Понизова (Россия). Цели АПФЕДа, созданного в 2001 году - определить ключевые проблемы региона и выработать рекомендации по их решению для лиц, определяющих политику в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Завершившаяся встреча АПФЕД впервые проходила в Центральной Азии. Это произошло в основном благодаря инициативе Булата Есекина, считающего, что сотрудничество Центральной Азии с Азиатско-Тихоокеанским регионом является крайне важным. К такому же выводу пришли и члены АПФЕД, которые признали, что дискуссии с правительственными органами ЦА и неправительственными организациями ЦА позволили им ознакомиться с проблемами, связанными с устойчивым развитием Центральной Азии и деятельности по их решению - а, следовательно, лучше понять этот суб-регион.
На встрече АПФЕД обсуждались, в частности, вопросы влияния международной торговли и расширения зон свободной торговли на состояние окружающей среды и устойчивого развития. Положительным результатом этих процессов является ускорение экономического развития, однако необходимо предпринять меры для минимизации экологических издержек от либерализации торговли. Чтобы решить эти проблемы, предлагается развивать Стратегическую экологическую оценку торговой политики. Необходимо также подготовить руководящие принципы по учету экологических требований для зон свободной торговли. Так как опыт большинства стран региона в этой области недостаточен, предлагается осуществить программы по повышению потенциала лиц, принимающих решения, экспертов и представителей других секторов по анализу взаимосвязи торговой и экологической политики. По мнению членов АПФЕД, Азиатско-Тихоокеанский регион должен стать мировым лидером по интеграции принципов охраны окружающей среды в торговую политику.
Совещание "Комплексное управление окружающей средой Волго-Каспийского региона"
В центре Международных проектов ЮНЕП в Москве 2 июня завершилось совещание "Комплексное управление окружающей средой Волго-Каспийского региона: российский компонент международного сотрудничества". Совещание состояло из трех тематических сессий: "Международное содействие решению проблем окружающей среды Волго-Каспийского региона", "Развитие международного сотрудничества по защите морской среды Каспийского моря" и "Совершенствование управления морской и прибрежными экосистемами Каспия".
В ходе общей дискуссии были обсуждены концептуальные основы и предложения по содержанию плана действий по совершенствованию управления морской и прибрежными экосистемами Прикаспийского региона Российской Федерации в качестве возможного национального компонента Плана действий Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря. В совещании принимали участие представители Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Программы ООН по окружающей среде, научных институтов, охраняемых территорий, местных административных органов прикаспийских регионов.
В 2004 году отмечается 10-летие международного природоохранного сотрудничества России в регионе Каспийского моря. Задача формирования механизма регионального природоохранного сотрудничества на Каспии была сформулирована ЮНЕП в 1994 году на Первом заседании Рабочей группы ЮНЕП по последствиям изменения климата в регионе Каспийского моря, где такой механизм было предложено строить на основе формирования регионального Плана действий, аналогичного планам действий по Программе региональных морей ЮНЕП. С 1997 года осуществляется проект ЮНЕП/Россия "Комплексное управление окружающей средой Волго-Каспийского региона", основным результатом которого стала разработка концепции и проекта Плана действий по совершенствованию управления морской и прибрежной экосистемами прикаспийского региона Российской Федерации.
В рамках рекомендаций Первого заседания Рабочей группы ЮНЕП было предложено разработать Конвенцию о региональном сотрудничестве на Каспии в области охраны окружающей среды. Эта работа завершилась подписанием представителями пяти прикаспийских государств в конце 2003 года Тегеранской конвенции по защите морской природы Каспия, по которой эти государства взяли на себя обязательство предпринять все необходимые меры, как индивидуальные, так и коллективные, по уменьшению и контролю загрязнения морской среды Каспийского моря. Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан приветствовал подписание Конвенции и выразил благодарность странам, подписавшим документ, за то, что они "продемонстрировали своим народам и всему миру, что международное сотрудничество в деле устойчивого развития не только необходимо, но и возможно".
Рабочее совещание по комплексному использованию богатств тайги
Во Владивостоке Дальневосточным отделением Всемирного фонда дикой природы (WWF) совместно с Проектом "Форест" и ООО "Лимонник" было организовано и проведено международное рабочее совещание "Недревесные продукты дальневосточной тайги: перспективы международного сотрудничества". В совещании приняли участие представители научной и бизнес общественности Приморского и Хабаровского краев, районных администраций Приморского края и предприятий по заготовке и переработке лесного недревесного сырья, общественные и природоохранные организации.
Совещание привлекло внимание организаций соответствующего профиля из Южной Кореи и Японии, которые приняли активное участие в рабочей встрече и прошедшем в рамках данного мероприятия круглом столе "Перспективы развития рынка недревесных продуктов леса в северо-восточной Азии".
Южнокорейские коллеги из Ассоциации Корейской восточной медицины и Корейского института растительной акупунктуры проявили большой интерес к ресурсам недревесных продуктов леса Дальнего Востока России, продуктам их переработки и возможности их использования в традиционной восточной медицине. В ходе совещания вице-президент Ассоциации Корейской восточной медицины Ли Юнг Си особо отметил важность развития региональных и международных связей в сфере использования лечебных свойств различных недревесных продуктов леса Дальнего Востока России, расширения возможностей переработки растительного сырья и его продвижения на рынки Северо-Восточной Азии.
Основными результатами проведения рабочей встречи стали демонстрация многообразия ресурсного потенциала недревесных продуктов леса юга российского Дальнего Востока, обмен опытом и установление партнерских отношений между ведущими научными и производственными предприятиями, НКО, районными администрациями и другими ключевыми партнерскими организациями Дальнего Востока и Северо-Восточной Азии, заинтересованными в совместном развитии переработки и продвижения на рынок недревесных продуктов леса, а также определение возможностей международного сотрудничества в секторе недревесных лесных продуктов между Россией, Китаем, Японией и Южной Кореей.
"Участники совещания признали, что состояние отрасли прошло пик кризиса, в настоящее время идет медленное возрождение, в основном с ориентацией на внутренний рынок. Несомненно, позитивную роль в возрождении отрасли играют Ассоциативные структуры, такие, например, как Партнерство природопользователей Южного Сихотэ-Алиня. Что же препятствует развитию отрасли заготовки и переработки недревесных продуктов леса на юге Дальнем Востоке России? Во-первых, слабое инвестирование в данную отрасль. В свою очередь, приток иностранных инвестиций сдерживается отсутствием достоверной информации и ресурсной базе и "неопределенностью правил игры". Во-вторых, отрицательную роль играет отсутствие кредитной системы, которая позволяла бы пережить проблемы длинного производственного цикла производства. Развитие отрасли также сдерживается недостаточным пониманием со стороны руководителей регионов социально-экономической функции отрасли, ее перспектив в будущем, особенно на фоне ряда общемировых тенденций в здравоохранении, ее роли в поддержании и сохранении здоровья населения, и, отмечу, эколого-стабилизирующей функции этой отрасли в таежном природопользовании. Развитие отрасли добычи и переработки недревесных продуктов леса на Дальнем Востоке России может стать существенной составляющей в улучшении социально-экономической ситуации в таежных районах краев и областей юга российского Дальнего Востока, создании новых рабочих мест, укреплении здоровья населения" - отметил координатор программ по устойчивому развитию ДВО WWF Владимир Каракин.
|