Бюллетень "Международное природоохранное сотрудничество"
№6(8), Июнь, 2004
Международная конференция по возобновляемой энергетике
В Бонне с успехом завершилась Международная конференция по возобновляемой энергетике, проходившая с 1 по 4 июня 2004 года. Конференция явилась наиболее значимым событием за последние годы в попытках мирового сообщества добиться устойчивого развития.
О значимости события говорил и статус участников: в конференции принимали участие министры и члены правительств как развитых, так и развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Своих представителей на уровне руководителей послали практически все международные организации, входящие в систему ООН, в том числе ВОЗ и ЮНЕСКО. В то же время, и, пожалуй, впервые в практике конференций такого уровня, были организованы совместные пленарные обсуждения представителей различных неправительственных организаций с членами национальных правительств.
В работе конференции приняло участие более 2000 тысяч делегатов из 154 стран. Параллельно было проведено более 150 мероприятий, таких как научные и финансовые конференции, выставки, встречи с делегациями стран и мэрами городов.
1 июня в ходе конференции состоялся межсекторальный диалог "Значимость и возможности возобновляемой энергетики". Неправительственные организации призвали страны установить четкие и дифференцированные цели развития возобновляемой энергетики и разработать политику для ее продвижения. Они подчеркнули необходимость сделать все возможное для того, чтобы глобальная температура на Земле, вызванная изменением климата, не поднялась выше 20?-С. По их мнению, значительный вклад в смягчение изменения климата вносит возобновляемая энергетика. Участники диалога отметили, что рост цен на ископаемое топливо и истощение ресурсов сделают технологии использования возобновляемых источников энергии более экономически выгодными. Подчеркивалась значимость возобновляемой энергетики для обеспечения энергией удаленных районов.
Во время дискуссии говорилось о ключевой роли возобновляемой энергетики в развитии сельских поселений. Участники диалога отмечали, что для многих стран именно возобновляемая энергетика предоставляет реальную возможность выжить в условиях роста цен на нефть. По мнению представителей многих организаций, частный сектор должен активно привлекаться к деятельности по передаче технологий возобновляемой энергетики. В ряде выступлений упоминалось о важности создания международного фонда для финансирования проектов по развитию возобновляемой энергетики в развивающихся странах.
Местные и региональные власти обратились к правительствам с предложением заменить субсидии на добычу ископаемого топлива мерами по увеличению доступа к возобновляемым источникам энергии. Во многих выступлениях говорилось о необходимости осуществления проектов по повышению информированности заинтересованных групп в вопросах развития возобновляемых источников энергии, звучали обращения к правительствам с требованием установить юридически обязательные цели по использованию возобновляемой энергетики и призывы к международным финансовым институтам увеличить поддержку развитию возобновляемой энергетики.
Обсуждая вопросы финансирования, НПО подчеркнули необходимость обеспечить доступ к получению кредитов и увеличить финансирование возобновляемой энергетики в развивающихся странах путем создания банков, экспортно-кредитных агентств и международных финансовых институтов. Подчеркивалась важность разработки долгосрочной стратегии по привлечению капитала в сектор возобновляемой энергетики. Отмечалась актуальность финансирования малозатратных небольших технологий по использованию возобновляемых источников энергии. Представители некоторых стран выступили за разработку протокола или конвенции по возобновляемой энергетике.
На конференции фактически были обозначены новые рубежи и направления развития человеческой цивилизации на ближайшие годы и необходимые действия для их достижения. Основной акцент делается на повышение доли возобновляемых источников энергии и энергоэффективности.
Канцлер Германии Герхард Шредер, выступивший на конференции, отметил, в частности, успехи Германии в области энергетики. За последние 6 лет выработка энергии от возобновляемых источников была удвоена. В результате выбросы парниковых газов уменьшились на 19%. При этом в возобновляемые источники энергии каждый год инвестируется приблизительно 6 миллиардов евро.
Заметим, что Европейский Союз поставил своей целью добиться доли производства электроэнергии от возобновляемых источников в 20% к 2020 году. О серьезности намерений говорит и тот факт, что на конференции Шредером было объявлено о выделении Германией на ближайшие 5 лет дополнительных 500 миллионов евро для кредитования под низкие проценты программы по возобновляемой энергетике в развивающихся странах.
Всемирный Банк корректирует цифры
Всемирный Банк признал, что недавнее обещание увеличить выдачу ссуд на проекты по возобновляемой энергетике и энергоэффективности было основано на непоследовательном использовании статистических данных.
В начале июня, на Международной конференции по возобновляемой энергетике в Бонне, управляющий директор Группы Всемирного банка Питер Войке заявил, что обязательство увеличить кредитование сектору на 20 процентов в год будет означать рост инвестиций вдвое до 500 миллионов долларов в год к 2010 году. В той же речи, он отметил, что банк уже ссудил сектору 6 миллиардов долларов с 1990 года, что означало среднегодовые инвестиции в 430 миллионов долларов, что только на 14 процентов меньше, чем цель на 2010 год.
Позже, выступая с разъяснениями, банк заявил, что несоответствия возникли в связи с тем, что данные о прошедшем времени включали ссуды, выданные Международным банком реконструкции и развития (МБРР) и Международной финансовой корпорацией (МФК), в то время как прогнозируемые цифры были основаны только на кредитовании МБРР. Всемирный банк признал, что, несмотря на эти недочеты в прогнозах, обещание 20 процентов в год применимо и к МФК.
Как отмечают комментаторы, по-прежнему неясно, будет ли банк в дальнейших расчетах рассматривать крупные проекты по гидроэнергетике как подпадающие под категорию возобновляемой энергетики.
Мнение ЮНЕП по возобновляемой энергетике
Возобновляемые источники энергии - ключ к решению двоякой проблемы деградации окружающей среды и бедности - "двуглавой гидры", угрожающей самой структуре экономической и демократической систем государств мира, заявил исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) Клаус Тепфер. Обращаясь к участникам международной конференции по возобновляемым источникам энергии, в Бонне, руководитель ЮНЕП отметил, что даже незначительное усовершенствование типа и качества энергии, доступной сельским хозяйствам в развивающихся странах, может дать существенные экологические, экономические и социальные результаты.
Перемены в глобальной энергетической политике, по словам К.Тепфера, произойдут только при наличии твердой и неизменной готовности добиваться их осуществления. Для устойчивого развития необходима устойчивая энергетика, однако для устойчивой энергетики нужны инвестиции, заявил он, подчеркнув, что это не обязательно означает инвестиции в технологии - это могут быть инвестиции в людские ресурсы , а также в обучение применению этих технологий в целях устойчивого развития.
"Скажем предельно ясно: те многие и разнообразные формы возобновляемой энергии не смогут составить основу энергетики без более существенной поддержки научно-исследовательской деятельности, более активного стимулирования и дальнейшего развития рыночной ситуации в направлении, при котором экологические и социальные затраты включены в стоимость энергии", - сказал Клаус Тепфер.
Научная конференция по возобновляемым источникам в Триесте
В Триесте (Италия) 10-12 июня состоялась Международная конференция по возобновляемым источникам и возобновляемой энергии, посвященная использованию возобновляемых ресурсов в промышленности и энергетике, в частности, в развивающихся странах. Россию на этом международном форуме представлял директор Института катализа имени Борескова (Новосибирск) академик Валентин Пармон.
ЕС недостаточно поддерживает возобновляемую энергетику
Опубликован технический отчет об энергетических субсидиях в странах членах Европейского Союза. В нем приведены данные из различных источников для оценки размеров субсидий, предоставляемых энергетическому сектору в 15 государствах ЕС.
В отчете делается вывод о том, что уровень субсидий на добычу ископаемого топлива по-прежнему высок, несмотря на негативное воздействие на окружающую среду. В то же время поддержка возобновляемой энергетики остается на прежнем месте.
Семинар "Парниковые газы - экологический ресурс России"
В рамках осуществления программы малых проектов в сфере окружающей среды (SEPS-3) Министерства охраны окружающей среды, продовольствия и развития сельских районов Великобритании (Defra), реализуемой через Британский Совет, при содействии Всемирного фонда дикой природы (WWF Russia) и Национальной организации поддержки проектов поглощения углерода (НОПППУ) состоялся международный семинар "Парниковые газы - экологический ресурс России".
В семинаре приняли участие представители министерств и ведомств Российской Федерации (МПР России, Минобразования России), правительств субъектов Федерации России (Свердловская, Тверская, Новгородская, Нижегородская, Иркутская области, Санкт-Петербург), научных и неправительственных организаций. Кроме того, с докладами на семинаре выступили представители Великобритании, Канады и Дании.
Участники семинара из регионов Российской Федерации высказали практически единое мнение о том, что в отличие от федерального центра регионы заинтересованы в скорейшем запуске киотских механизмов. Ими были приведены примеры осуществляемой деятельности, которая могла бы в случае ратификации Киотского протокола стать составной частью национальной стратегии выполнения обязательств, налагаемых Протоколом. В выступлениях В.Б.Миляева (НИИ "Атмосфера"), А.С.Исаева (ЦЭПЛ РАН), А.И.Ильинского (Финансовая академия), С.Н.Кураева (РРЭЦ), И.Г.Грицевич (ЦЭНЭФ), А.В.Ханыкова (НОПППУ) и С.В.Васильева (НУС) были освещены практические вопросы реализации конкретных мероприятий и проектов по тематике Киотского протокола. Зарубежные участники представили сообщения о национальных программах и стратегиях по сокращению выбросов парниковых газов с использованием киотских механизмов.
На семинаре состоялась презентация справочного руководства "Парниковые газы - глобальный экологический ресурс", подготовленного WWF Russia.
По результатам семинара не принималось специального заявления или резолюции. WWF Russia в скором времени подготовит сборник выступлений участников семинара на CD.
Окружающая среда на повестке дня ЭЭС СНГ и ЕВРЭЛЕКТРИК
4 июня 2004 года в Москве состоялось заседание совместной Рабочей группы Электроэнергетического совета Содружества независимых государств (ЭЭС СНГ) и объединения электроэнергетики стран Европейского Союза ЕВРЭЛЕКТРИК "Окружающая среда". Группа была создана в ноябре 2002 года для исследования и анализа вопросов природоохранного законодательства и политики по охране окружающей среды в странах СНГ и регионе ЕВРЭЛЕКТРИК.
Целью текущего заседания было обсудить перечень основных показателей, позволяющих сравнивать экологические показатели в электроэнергетике отдельных регионов. Было также намечено согласовать окончательную структуру совместного отчета по выбору общих показателей и ключевым вопросам законодательства по окружающей среде.
В заседании группы приняли участие представители электроэнергетических организаций и компаний Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Российской Федерации, Украины, ответственные работники и специалисты Исполнительного комитета ЭЭС СНГ и секретариата ЕВРЭЛЕКТРИК.
На заседании выступил руководитель отдела "Окружающая среда и устойчивое развитие" Секретариата ЕВРЭЛЕКТРИК Джон Скоукрофт. В ходе заседания совместной Рабочей группы участники выслушали презентации на темы: "Экологические индикаторы"; "Законодательство по охране окружающей среды в секторе электроэнергетики стран СНГ" - на примере Российской Федерации и "Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Киотский протокол. Законодательство и индикаторы".
Члены совместной Рабочей группы детально обсудили предложенные экологические индикаторы и одобрили работу по их расчету, проводимую в соответствии с техническим заданием, согласованным президентами ЭЭС СНГ и ЕВРЭЛЕКТРИК 13 ноября 2003 года на совместной встрече в Брюсселе. Предварительный отчет, содержащий обобщенные данные по экологическим показателям, будет подготовлен в сентябре 2004 года с целью представления его на очередной встрече президентов Электроэнергетического совета и ЕВРЭЛЕКТРИК.
В ходе обсуждения члены совместной Рабочей группы согласовали окончательную структуру совместного отчета по выбору общих индикаторов и ключевым вопросам законодательств по окружающей среде. Совместный заключительный отчет будет подготовлен в начале 2005 года.
Результаты углубленного рассмотрения Третьего национального сообщения России
10 июня 2004 года секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата опубликовал доклад об углубленном рассмотрении третьего национального сообщения Российской Федерации по изменению климата, представленного в ноябре 2002 года.
Оценка проводилась в период с мая по декабрь 2003 года командой экспертов, представлявших Эквадор, Венгрию, Европейское сообщество, Международное энергетическое агентство и секретариат РКИК.
В документе приводятся основные сведения об институциональной основе климатической политики в России, состоянии подготовки национального кадастра, тенденциях в выбросах парниковых газов, политике, мерах и программах в сфере изменения климата, прогнозируемых выбросах. В нем также делается ряд выводов о процессе представления информации Россией в рамках РКИК.
Данная командой экспертов общая оценка информации, содержащейся в третьем национальном сообщении, говорит о том, что эта информация объективно отражает шаги, предпринятые для выполнения РКИК и для подготовки к выполнению Киотского протокола, когда тот вступит в силу. Также, в очень общих чертах, представление этой информации соответствует руководящим принципам РКИК, - говорится в документе.
Команда экспертов отмечает, что увеличение финансовой поддержки для подготовки кадастра может помочь завершить работу над национальной системой его подготовки, с тем, чтобы обеспечить улучшение качества данных и полноту кадастра, а также способствовать сотрудничеству между Институтом глобального климата и экологии и соответствующими министерствами и организациями, участвующими в подготовке кадастра.
Эксперты также призывают Россию более серьезно придерживаться руководящих принципов РКИК при предоставлении информации о политике и мерах по выполнению конвенции, а также при прогнозировании.
Норвежские ученые анализируют "Мини-Киото"
Норвежские ученые выпустили доклад "Выполнение Киотского протокола без участия России". В условиях, когда все страны приложения B к Киотскому протоколу, за исключением России, Австралии и США, ратифицировали протокол, а при фактическом отстранении США и Австралии, он вступит в силу только при его ратификации Россией, норвежские ученые анализируют несколько вариантов альтернативного выполнения Киотского протокола в случае, если Россия примет решение не ратифицировать документ.
В докладе рассматривается ситуация, при которой остающиеся государства приложения B отвечают на отстранение России созданием нового многостороннего соглашения ("мини-Киото"), где берут на себя обязательства о верхних пределах выбросов, правилах торговли выбросами и т.д., как те установлены в протоколе. При этом авторы отдельно выделяют ситуацию, когда в это новое многостороннее соглашение входят все остающиеся государства приложения B, за исключением Украины. Кроме того, рассматривается ситуация, когда в новом соглашении не желают участвовать Япония, Канада и Новая Зеландия и оставшиеся стороны представлены только 25 государствами ЕС, Болгарией, Румынией, Норвегией, Исландией и Швейцарией. Для каждого из географических вариантов соглашения "мини-Киото" приводятся выводы о выбросах и о стоимости разрешений на выбросы.
Авторы отмечают, что при неучастии России и Украины экологическая выгода от выполнения нового соглашения значительно увеличится. Однако конечным результатом отстранения России и Украины может стать выход стран с обязательствами по снижению выбросов, таких как Япония, Канада и Новая Зеландия, что, в определенной степени, нейтрализует экологическую выгоду, вызванную отстранением России и Украины. В докладе говорится, что в любом случае, экологический эффект соглашения, куда входят 27 стран ЕС (25 сегодняшних членов, а также в будущем Болгария и Румыния), Норвегия и Швейцария, все равно больше, чем в случае, если в соглашении не участвуют только США и Австралия.
Авторы также рассматривают, как изменятся затраты по снижению выбросов в зависимости от географического охвата соглашения и говорят о роли механизма чистого развития в этой связи. При отстранении России и Украины цена разрешений на выбросы возрастет. Если при этом разрешения на выбросы не будут поступать через механизм чистого развития, цена разрешений на выброс возрастет еще более. Следовательно, для импортеров разрешений на выброс, таких как ЕС, Япония и Канада, выполнение "мини-Киото" будет означать существенное увеличение расходов. Однако, если Япония, Канада и Новая Зеландия не участвуют в соглашении, то три импортера уходят с рынка, что снижает цену разрешений на выброс, означая меньшие затраты для ЕС.
Международное сотрудничество Дании по климату
Министерство окружающей среды Дании опубликовало информацию о международных проектах в области изменения климата. На основе соглашения о сотрудничестве по вопросам климата, подписанного Данией и Румынией в марте 2003 года и предполагающего датские инвестиции в размере 2,6 миллиона евро, в мае 2004 года стартовал первый проект в румынском городе Ватра Дорней. В соответствии с двусторонним соглашением, нефть и природный газ в пяти городах Румынии заменят отоплением древесными отходами, что позволит избежать выброса 720 тысяч тонн углекислого газа.
Румыния и Дания также заключили соглашение о проекте в области геотермальных ресурсов, который предусматривает использование геотермальной энергии в городах Орадя и Беюс. Дания финансирует часть инвестиций в размере 0,9 миллиона евро и может взамен получить сокращения выбросов, соответствующие примерно 190 тысячам тонн углекислого газа.
В мае 2004 года министерство окружающей среды Дании также заключило договор о приобретении углеродных кредитов через "Eco Securities and Standard Bank London" (ESSB) на сумму в 8 млн. евро. Ожидается, что посредством проектов в Восточной Европе в 2008-2012 годах Дания сможет приобрести от 1,2 до 1,7 миллиона тонн углекислого газа. Банк должен выявить, по меньшей мере, пять проектов совместного осуществления в странах Восточной Европы, которые ведут к снижению выбросов парниковых газов.
"Карбонэкспо-2004"
9-11 июня 2004 года в Кельне прошла первая в своем роде ярмарка для игроков углеродного рынка, сопровождаемая выставкой и конференцией по проблемам торговли квотами на выброс парниковых газов. Мероприятие провели Всемирный банк, Международная ассоциация торговли выбросами (IETA) и компания Koelnmesse.
Участниками ярмарки стали деловые круги и организации частного сектора, чьи заявки были одобрены организаторами. Ярмарка вызвала интерес у компаний, подпадающих под схему торговли выбросами Европейского Союза, разработчиков проектов, экспертов государственных органов из развитых и развивающихся стран, поставщиков технологий, аудиторов, финансовых посредников, брокеров, агентств двусторонней помощи, консультантов по углеродному рынку, юридических фирм.
Фонд технической помощи Всемирного банка для создания потенциала углеродного рынка, донорские организации и многосторонние агентства по развитию оказали поддержку участию частного и государственного сектора из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Был организован тренинг для журналистов.
Симпозиум по энергетике и утилизации углерода в сельском хозяйстве
Симпозиум по энергетике и утилизации углерода в сельском хозяйстве под лозунгом "Устойчивые альтернативы сокращению выбросов" прошел с 10 по 11 июня в университете штата Джорджия (США). Участие в нем приняли энергетики, официальные лица, специалисты в области экологии сельского хозяйства, почвоведы и экологические активисты.
По мнению участников симпозиума, с учетом текущего высокого уровня экспертизы в энергетике и растущих возможностях устойчивого сельского хозяйства альянс между этими разными группами интересов не только выгоден для самой энергетической промышленности, но и является важным шагом в области охраны окружающей среды.
14-е совещание Исполнительного комитета Механизма чистого развития
В Бонне с 12 по 14 июня прошло 14-е совещание Исполнительного комитета Механизма чистого развития Рамочной конвенции ООН по изменению климата. Среди вопросов повестки дня было назначение уполномоченных операторов по утверждению проектов в рамках Механизма чистого развития в определенных областях, рассмотрение методологий для руководств и планов мониторинга, вопросы, связанные с регистрацией деятельности по проектам в рамках Механизма чистого развития, созданием регистра, ресурсами для работы над Механизмом чистого развития. Также было уделено внимание процедурам лесонасаждения и лесовосстановления в рамках механизма и взаимодействию с аккредитованными наблюдателями из межправительственных и неправительственных организаций.
Конференция "Выбросы парниковых газов и резкие климатические изменения"
С 24 по 26 июня в Париже состоялась конференция "Выбросы парниковых газов и резкие климатические изменения", организованная Международным институтом прикладного системного анализа.
Целью конференции был критический обзор текущих научных знаний об изменениях климата, спровоцированных парниковыми газами, а также поиск причин, препятствующих проведению более устойчивой климатической политики.
Конференция по проблемам экономического роста и энергоэффективности в Москве
"Цели и возможности повышения энергоэффективности и энергетической безопасности российской экономики" - так называлась международная конференция, которая прошла 21 июня 2004 года в Москве, в Высшей школе экономики.
На конференции обсуждались проблемы экономического роста и энергоэффективности; вопросы энергопотребления и энергобезопасности. Кроме того, были рассмотрены возможности для России в случае ратификации Киотского протокола, основные положения Энергетической стратегии России, проекты РАО ЕЭС по улучшению энергоэффективности, региональный опыт осуществления проектов по энергоэффективности, роль частного сектора в повышении энергоэффективности российской экономики.
Конференция "Защита климата как средство развития"
7-8 июня в Гамбургском институте международной экономики состоялась конференция "Защита климата как средство развития". Цель конференции - продвижение проектов, которые одновременно способствовали бы заслуживающему доверия сокращению выбросов парниковых газов и содействовали бы целям развития стран Юга. По мнению организаторов конференции, такие проекты являются важным шагом в достижении целей устойчивого развития.
Россия вновь обещает ратифицировать Киотский протокол
Секретарь Совета безопасности России Игорь Иванов заявил на встрече с министром иностранных дел Японии Йорико Кавагучи, что Россия может скоро ратифицировать Киотский протокол.
"Идет подготовка в направлении, желаемом Японией. Я надеюсь, что мы сможем дать положительный ответ не в очень далеком будущем", - цитирует агентство Kyodo слова Иванова.
V Саммит стран Балтийского региона
5-й саммит стран Балтийского региона на уровне глав правительств состоялся 21 июня в Лауласмаа (Эстония).
В сфере охраны окружающей среды главы правительств особо отметили необходимость дальнейшей защиты и сохранения уязвимой морской природы Балтики и указали, что обеспечение безопасности морской среды является сферой общей ответственности стран региона Балтийского моря. Отмечая инициативу ряда стран региона в рамках Международной морской организации (ММО) и принципиальное решение Комитета по охране морской среды объявить большую часть Балтийского моря особо уязвимым морским районом, главы правительств обязались выработать сопутствующие природоохранные меры в рамках решении ММО.
Главы правительств приветствовали шаги, предпринятые ММО по ускорению вывода из эксплуатации однокорпусных танкеров, и поддержали запрет на перевозку тяжелых фракций нефти такими танкерами во все порты Балтийского моря не позднее 5 апреля 2005 года в соответствии с правилами ММО. Страны Балтии на нескольких международных форумах выражали свое беспокойство по поводу движения судов подобного типа.
Была подчеркнута необходимость предпринимать активные меры во избежание нанесения невосполнимого ущерба морской среде Балтики путем выделения адекватных ресурсов для предотвращения и своевременной реакции на загрязнение от наземных источников, морских перевозок и других видов деятельности (например, разведочного бурения и добычи углеводородов на морском шельфе). Главы правительств выразили свою приверженность необходимости укрепления сотрудничества и создания потенциала в этой сфере, а также призвали к принятию более эффективных мер против нелегальных сбросов нефтепродуктов в море и обратили особое внимание на необходимость обмена информацией по законодательному преследованию нарушителей.
Была отмечена важность работы Комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ) и выражено удовлетворение сотрудничеством в области охраны природы Балтики в духе решений встречи ХЕЛКОМ на уровне министров в Бремене в 2003 году и 25-й ежегодной встречи ХЕЛКОМ в марте 2004 года.
Главы правительств приветствовали прогресс, достигнутый в рамках экологического партнерства "Северное измерение". Экологические и ядерные программы фонда поддержки партнерства стали успешными инструментами для мобилизации ресурсов на финансирование приоритетных экологических проблем в северо-западном регионе России, включая Калининградскую область. Однако была отмечена необходимость обратить надлежащее внимание на восполнение средств фонда поддержки.
Главы правительств отметили, что вступление в силу регионального балтийского пробного соглашения о гибких механизмах Киотского протокола и создание финансовых инструментов для инвестиций в энергетический сектор, направленных на уменьшение антропогенных эмиссии парниковых газов, позволит выполнить конкретные проекты совместного осуществления в ближайшем будущем.
В заключительном слове председателя саммита было отмечено, что главы правительств стран региона приветствуют результаты саммита ЕС-Россия в Москве 21 мая 2004 года и выразили убеждение в том, что совместные усилия расширенного Евросоюза, других членов европейской экономической зоны и Российской Федерации усилят политическую стабильность и экономический динамизм вокруг Балтийского моря, а членство всех 11 стран Балтии в ВТО внесет важный вклад в экономику региона. Главы правительств подчеркнули, что региональные политические инициативы балтийских стран должны способствовать стратегическому партнерству России и ЕС через интенсификацию трансграничного сотрудничества на региональном и субрегиональном уровнях, охватывающего общество в целом.
Форум "Балтика-21", объединяющий представителей правительств стран Балтийского региона, Еврокомиссии, международных финансовых институтов, межправительственных и неправительственных организаций, подготовил к саммиту специальный доклад, посвященный прогрессу, достигнутому регионом на пути к устойчивому развитию.
К настоящему времени "Балтика 21" подготовила три оценки тенденций устойчивого развития в регионе Балтийского моря. Две из них содержат исчерпывающую информацию, основанную на более чем 100 показателях. Третья, представленная на саммите, представляет собой важное послание главам правительств.
Стратегический анализ, проведенный "Балтикой 21", выявил наиболее существенные шаги на пути к устойчивому развитию региона. Это охрана морских экосистем Балтики, технологические и институциональные реформы в энергопотреблении, в частности, в транспортном секторе, основанном на использовании ископаемого топлива, контроль над эмиссиями парниковых газов, постоянное и интенсивное улучшение политики и практики в области сельского хозяйства, а также постоянные действия по уменьшению разрыва в социально-экономических условиях между традиционными и новыми рыночными экономиками.
Итоги ЮНКТАД-XI
XI Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД-XI) завершилась в Сан-Паулу (Бразилия). Было принято два основных документа "Дух Сан-Паулу" (представляющий собой декларацию сессии) и "Консенсус Сан-Паулу" (план действий ЮНКТАД на ближайшие годы). Оба документа охватывают четыре основных блока вопросов встречи: стратегии развития в условиях глобализации мировой экономики; создание производственного потенциала и международная конкурентоспособность; обеспечение получения выгод от международной системы торговли и торговых переговоров; создание партнерских отношений в целях развития.
На сессии широко обсуждались вопросы, связанные с ролью торговли в движении на пути к устойчивому развитию, ликвидации бедности и голода и достижении справедливых и равноправных условий при проведении многосторонних торговых переговоров. Подчеркивалось, что развитие должно стоять в центре повестки дня международных экономических отношений. Необходимо достичь взаимосвязи между стратегиями национального развития с одной стороны и международными обязательствами с другой. Рассматривались вопросы, связанные с ролью торговли в решении гендерных вопросов, а также значимостью творческих отраслей - музыки, кинематографа, издательского дела и производства программного обеспечения для компьютеров, - в содействии развитию. В области творческих отраслей вклад бедных стран может быть весьма велик благодаря богатству их культур.
Группа 77 и Китая отмечает, что они ожидали от сессии больших, чем это было достигнуто, результатов по вопросам "политического пространства", корпоративной ответственности, сырьевых товаров, потоков капитала, долгов, официальной помощи для развития, новаторских финансовых механизмов и торговли. Неправительственные организации также выразили сожаление по поводу того, что конференции не удалось в достаточной мере решить серьезные вопросы, связанные с развитием, в частности, усиление корпоративной ответственности.
В то же время НПО позитивно оценили начало переговоров "Юг-Юг" и создание группы по сырьевым товарам. Представители гражданского общества также с воодушевлением восприняли предложение Генерального секретаря ООН Кофи Анана неправительственным организациям предложить кандидатуру нового Генерального секретаря ЮНКТАД.
Несмотря на то, что основное внимание уделялось развивающимся государствам, проблемы стран с переходной экономикой получили определенное отражение. Так, в декларации "Дух Сан Паулу" содержится призыв к содействию вступления в ВТО развивающихся стран, особенно наименее развитых государств, а также стран с переходной экономикой. В "Консенсусе Сан Паулу" подчеркивается важность расширения и укрепления развивающихся стран и стран с переходной экономикой в процессе принятия экономических решений и выработке правил на международном уровне. Отмечена важность укрепления потенциала, в том числе научно-аналитического, не только развивающихся стран, но и государств с переходной экономикой. Однако страны с переходной экономикой не отмечены в ряде важных параграфов, в частности, касающихся укрепления потенциала в области взаимосвязи торговли и окружающей среды - впрочем, на ряде параллельных мероприятий говорилось о возможности расширения работы ЮНКТАД в странах ННГ по этому направлению.
Отмечена важность решения проблем стран, не имеющих выхода к морю. Включение данных положений в документы ЮНКТАД-XI активно поддерживал Казахстан, играющий важную роль в деятельности этой группы стран.
Форум гражданского общества, приуроченный к ЮНКТАД-XI, обратился к Конференции с рядом конкретных предложений для того, чтобы торговля служила принципам устойчивого развития.
Гражданский форум считает, что Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) должна стать многосторонней площадкой для критической оценки влияния политики либерализации. В основу ЮНКТАД должна лечь такая система "согласованности" политик в различных областях, которая корректировала бы международный экономический порядок в интересах удовлетворения потребностей в области развития, имеющихся у тех групп населения, на которых в наибольшей степени сказывается процесс глобализации, приводимый в действие усилиями корпораций. Гражданское общество надеется, что правительства усилят ЮНКТАД как независимое аналитическое учреждение в противовес либеральному консенсусу и наделят ее полномочиями, необходимыми для выполнения этой роли.
Как и на предыдущих крупных международных форумах, связанных с международной торговлей, регион СНГ практически не представлен: принимает участие лишь одна российская неправительственная организация. Тем не менее, во многих случаях удалось включить ссылки на страны с переходной экономикой в Обращение форума гражданского общества к ЮНКТАД.
Группа-77 отмечает сороковую годовщину
Министры торговли государств-членов Группы 77 и Китая собрались в Сан-Паулу (Бразилия) по случаю сороковой годовщины Группы 77.
Группа 77 была создана развивающимися государствами по завершении первой сессии ЮНКТАД 15 июня 1964 года в Алжире для совместных действий по отстаиванию своих экономических интересов. В настоящее время число ее членов выросло до 130, а сила ее влияния на международную повестку дня значительно возросла.
Группа использовала свою коллективную волю для достижения общих целей не только в области торговли, но и в таких смежных областях, как финансы, прямые иностранные инвестиции, рынки капитала, внешний долг, продовольствие, сельское хозяйство, индустриализация, права интеллектуальной собственности, социальное развитие, здравоохранение, образование, устойчивое развитие, наука и техника и информационно-коммуникационные технологии. Группа 77 отстаивает интересы развивающихся стран в организациях системы ООН, включая бреттон-вудские учреждения.
Целый ряд пунктов, фигурировавших в повестке дня Группы 77 в 1964 году, остаются актуальными и поныне, включая асимметрии в многосторонней торговой системе, передачу ресурсов между развивающимися и развитыми странами, в том числе недостаточные потоки официальной помощи в целях развития и долговое бремя, неустойчивость рынков сырьевых товаров и демонтаж протекционистских барьеров на пути доступа к рынкам развитых стран. Кроме того, по мнению министров стран-членов Группы 77, согласованных глобальных мер реагирования со стороны международного сообщества требуют такие новые вопросы, как устойчивое развитие, социальное развитие и справедливость, увеличение частоты финансовых кризисов, субсидирование торговли, в частности, сельскохозяйственной продукцией, роль информационно-коммуникационных технологий и незаконные международные операции.
По мнению министров государств-членов Группы 77, развивающимся странам должна быть оказана помощь в деле эффективного участия и реагирования на вызовы современности и в получении выгод от международной торговли и многосторонних торговых переговоров. Необходимо обеспечить благоприятствующие развитию международные экономические условия, в которых можно будет облегчить интеграцию развивающихся стран в мировую экономику. Это внесет важный вклад в реализацию Целей развития тысячелетия, в том числе в формирование открытой, справедливой, основанной на четких правилах, предсказуемой и недискриминационной торговой системы, в которой учитываются ключевые интересы и озабоченности развивающихся стран.
Совещание в Урумчи по четырехсторонней ООПТ на Алтае
В столице Синцзян-Уйгурского автономного района Китая городе Урумчи состоялась международная конференция по созданию биосферного резервата на Алтае. Представители Казахстана, Китая, Монголии и России обсуждали перспективы, планы и вопросы создания трансграничной биосферной территории на стыке границ четырех государств. Случай беспрецедентный - никогда прежде ничего подобного в мире не создавалось.
Уникальность биоразнообразия Алтая, его культурное богатство и важность устойчивого развития территории подчеркнули все участники конференции, признав свою ответственность за конкретные действия по сохранению этих ценностей. Одним из шагов к устойчивому развитию и сохранению Алтая является создание трансграничной биосферной территории.
Необходимость ее создания на стыке границ Казахстана, Китая, Монголии и России в пределах Алтайской горной страны обсуждается на протяжении 6 лет. Начало было положено на международной конференции в Урумчи в 1998 году. На протяжении последующих лет были проведены международные много- и двухсторонние встречи и консультации, в ходе которых было подтверждено намерение ряда стран провести специализированное территориальное планирование как основу экологически ориентированного землепользования в регионе.
Участники конференции заслушали выводы двухлетнего исследования по возможности создания трансграничной биосферной территории, выполненного консалтинговой фирмой "Эко" при поддержке немецкого Агентства по техническому сотрудничеству (GTZ) и наметили дальнейшие шаги по созданию трансграничного резервата на Алтае.
Реальных шагов на пути создания Алтайской трансграничной территории уже было сделано немало. Это и разработка единой для всего региона системы особо охраняемых территорий и начало ее практической реализации, в результате которой был создан Катон-Карагайский национальный парк в республике Казахстан, составляющий основу казахстанской части трансграничного резервата. В республике Алтай это поддержка создания природного парка на плато Укок - своего рода географического центра предполагаемой территории, который соединит все охраняемые территории сопредельных государств в единую связанную систему. Это и начало реализации межгосударственной программы по мониторингу и охране трансграничных редких видов - снежного барса и горного барана Аргали, и многое другое.
Необходимость создания трансграничной территории вытекает из исключительно благоприятных условий, главными из которых являются высокая степень биоразнообразия и сохранность естественных природных ландшафтов; традиционный образ жизни местного населения и желание сохранить окружающую природу; невысокая концентрация населения; имеющаяся сеть особо охраняемых природных территорий в регионе и необходимость их оптимальной структуризации; наличие политических предпосылок к оптимизации землепользования и гармонизации природоохранного законодательства сопредельных стран.
По итогам конференции было запланировано подписание соглашения между четырьмя государствами о создании биосферного резервата на Алтае. Было решено учредить межгосударственный механизм по управлению территорией, назначить координатора в каждом государстве для дальнейшего сотрудничества и консультаций; создать совместную группу экспертов, начать поиск финансирования для организации и поддержания территории, предоставить все необходимую информацию для анализа и планирования, а также поправки для первого варианта плана к концу июля, а к концу сентября пересмотреть и выработать окончательную версию анализа плана создания территории.
"Пора переходить к делу", - этими словами завершил свое заключительное выступление, поддержанное всеми участниками конференции, президент Федерального Агентства по охране природы Германии Хартмут Фогтман.
Встреча региональных экологических центров в Сентендре
Представители Региональных экологических центров региона Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА) собрались в г.Сентендре (Венгрия) на очередное рабочее совещание.
Главной темой совещания явилась подготовка к Конференции Министров по окружающей среде в рамках процесса "Окружающая среда для Европы" (Киев+1), которая будет проходить в Тбилиси в октябре 2004 года.
Представители РЭЦов уточнили порядок представления общей рабочей программы по реализации экологической стратегии региона ВЕКЦА на Министерской конференции и подготовительной встрече в Кишиневе.
Особое внимание было уделено вопросам практического применения мандата Региональных экологических центров, который был существенно расширен на Киевской конференции министров по окружающей среде. На Конференции также предполагается представить результаты практической деятельности сети РЭЦов и вынести на обсуждение вопросы ее развития.
Конференция "Будущее наших детей"
"Будущее наших детей" - под таким названием в столице Венгрии Будапеште с 23 по 25 июня прошла 4-я Конференция министров окружающей среды и здравоохранения.
Влияние деградированной окружающей среды на здоровье детей вызывает растущую тревогу. Ежегодно из-за нездоровой экологической обстановки умирает свыше 5 миллионов детей во всем мире. Конференция является попыткой Европейского офиса Всемирной организации здравоохранения выступить лидером в деле исправления сложившегося положения.
Конференции, собирающие вместе министров здравоохранения и окружающей среды, равно как и представителей всех заинтересованных сторон, проводятся с 1989 года. Европейские министры надеются достичь консенсуса и продекларировать политические обязательства, которые позволят обеспечить безопасную окружающую среду для наших детей, путем принятия Декларации конференции и Плана действий по окружающей среде и здоровью детей.
Канал "Дунай - Черное море" стал камнем преткновения в украино-румынских отношениях
Комитет по соблюдению Орхусской конвенции потребовал от правительства Украины и Министерства охраны окружающей природной среды пояснить, почему Украина не соблюдает требования конвенции при сооружении судоходного пути на гирле Быстрое, расположенном на территории Дунайского биосферного заповедника.
Правительство Румынии также обратилось в комитет по соблюдению Конвенции Эспо с жалобой на Украину, заключающейся в том, что последняя не соблюдает требования данной конвенции при сооружении канала Дунай - Черное море. МИД Румынии направил Украине официальную ноту протеста по поводу сооружения судоходного пути на Быстром.
Премьер-министр Румынии Адриан Нэстасе призвал премьер-министра Украины Виктора Януковича к "открытому и конструктивному диалогу" по вопросу сооружения канала Дунай - Черное море. Румынская сторона считает, что строительство канала угрожает окружающей среде региона. Кроме того, Бухарест беспокоит и то, что Украина начала строительство в приграничной зоне без консультаций с румынскими властями.
Украинские власти вслед за выводом госэкоэкспертизы считают, что данный проект не будет иметь трансграничного воздействия. На самом деле устье гирла Быстрое, через которое сооружается канал, находится немногим более чем в 20 километрах от румынского Сулинского гирла. А для вдольберегового северно-южного течения это расстояние достаточно для переноса ила, взмучиваемого дноуглублением. Сюда же можно добавить перераспределение стока, миграций осетровых и сельди и ската их молоди.
В связи с протестами Румынии президент Украины поручил кабинету министров создать с правительством Румынии рабочую группу для обсуждения строительства судоходного пути Дунай - Черное море. В этой рабочей группе примут участие министры охраны окружающей среды обеих стран.
Третье совещание сторон Конвенции Эспо
На хорватском курорте Цавтат прошло Третье совещание сторон Конвенции Эспо по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и Протокола по стратегической экологической оценке к данной Конвенции.
В совещании приняло участие около 170 делегатов, в том числе из стран, ранее не направлявших своих представителей на этот международный форум (Иран, Ливан и т.д.). На совещании было принято специальное обращение к Российской Федерации с просьбой как можно скорее ратифицировать Конвенцию, подписанную Россией еще в 1991 году.
От Российского регионального экологического центра в совещании принял участие администратор по институциональному развитию Андрей Терентьев. В ходе форума было принято совместное заявление от РЭЦов. Напомним, что в рамках Конвенции действует специальная программа для стран ВЕКЦА, координатором которой является РЭЦ Центральной и Восточной Европы, расположенный в Венгрии.
Совместная стратегия деятельности WWF России и WWF Китая
Совместная стратегия деятельности Лесной программы WWF России и WWF Китая выработана в ходе первого в истории Всемирного фонда дикой природы официального визита сотрудников WWF Китая и Азиатской лесной программы WWF в Приморье, который состоялся с 13 по 17 июня 2004 года.
Общеизвестно, что значительное негативное воздействие на леса Дальнего Востока России оказывает рынок сопредельных стран, в особенности Китая. Существует широкий круг проблем, начиная от неконтролируемых лесозаготовок и скупки леса за наличный расчет китайскими посредниками и заканчивая вывозом за рубеж ценных охраняемых видов животных и растений и их дериватов. Китай и Россия имеют более 3000 км общей сухопутной границы, что подразумевает необходимость координации деятельности природоохранных организаций по анализу ситуации, созданию новых и усиления эффективности существующих охраняемых природных территорий по обеим сторонам границы, обмена опытом и специалистами. Первые шаги навстречу такому сотрудничеству были сделаны Всемирным фондом дикой природы России и Китая в октябре 2003 года, во время рабочей поездки сотрудников Лесной программы WWF России в Харбин. Нынешний визит - первая встреча на российской земле.
По результатам встречи были выделены общие приоритетные задачи WWF России и WWF Китая и подготовлены планы совместных действий для их решения.
Симпозиум по лесному праву в Брашове
Международный союз организаций по изучению лесов (IUFRO) провел с 13 по 20 июня в Брашове (Румыния) симпозиум по правовым аспектам устойчивого управления европейскими лесами.
Главной целью симпозиума, организованного исследовательской группой по лесному праву и экологическому законодательству IUFRO, было содействие обмену информацией между исследователями и практиками в области лесного права и экологического законодательства во всем мире, который включал в себя текущее положение дел в данной отрасли и выявление последних тенденций в теории и практике права.
Конференция международной водной ассоциации в Праге
В Праге с 1 по 4 июня прошла 2-я конференция по воде и технологиям обращения со сточными водами, организованная Международной водной ассоциацией. Как и первая конференция, она включала в себя две параллельные темы (питьевая вода и сточные воды). В этом году конференция была дополнена практическими семинарами на темы, представляющие всеобщий интерес для участников.
Одной из целей ассоциации является содействие обмену идеями и знаниями о новых прорывах и достижениях ее членов во всем мире. Собирая вместе ведущих исследователей и практиков, ассоциация способствует утверждению новых подходов в сфере обращения с водными ресурсами и сточными водами.
Конференция по стандартам социальной ответственности
Международная организация по стандартизации (ИСО) провела 21-22 июня в Стокгольме конференцию по социальной ответственности. Задачей конференции было дополнение проводимых ИСО текущих исследований инициатив в области социальной ответственности во всем мире и возникающих в связи с этим проблем. Помимо этого, результаты конференции послужат основой для принятия решения о целесообразности создания международных стандартов или других инструментов ИСО, касающихся социальной ответственности. Любое предложение в этой области будет вынесено на голосование всех членов ИСО.
Конференция по сельскохозяйственной биотехнологии
Технологический институт в Дуранго (Мексика) провел с 20 по 23 июня конференцию по сельскохозяйственной биотехнологии. Основной целью мероприятия было представить новейшие работы и стимулировать дискуссию по исследованиям, выполненным в развивающихся странах в области продовольственной науки и биотехнологии.
Среди других задач конгресса - собрать вместе экспертов, работающих над проблемами развивающихся стран по теме конгресса, способствовать работе совместных международных проектов, обсудить наиболее острые вопросы, касающиеся продовольственной науки и биотехнологии, содействовать обмену информации и личным контактам, заложить основу для будущих конференций по данной тематике.
Симпозиум по лесной сертификации
Симпозиум по социальным, экологическим и экономическим аспектам лесной сертификации в развивающихся и переходных экономиках состоялся 11-12 июня в Йельской школе наук о лесном хозяйстве и окружающей среде (Нью-Хейвен, США).
На симпозиуме были распространены и обсуждены 16 конкретных исследований по влиянию лесной сертификации на экономику четырех регионов (Азиатско-Тихоокеанского, Восточно-Европейского, Латиноамериканского и Африканского), подготовленных местными учеными. Исследование по России представила Мария Тысячнюк, председатель секции экологической социологии Центра независимых социальных исследований (Санкт-Петербург). В нем были рассмотрены появление лесной сертификации в России, реакция на нее заинтересованных сторон, социальные, экономические и экологические последствия сертификации.
Сразу же по окончании симпозиума состоялся закрытый практический семинар, на котором авторы исследований могли скорректировать свои работы в соответствии с итогами симпозиума.
Одной из его целей было создание междисциплинарной группы экспертов, включая практиков, частный сектор, представителей организаций-доноров, НПО и академическое сообщество. Организаторы симпозиума надеются, что методический подход, разработанный для данного процесса, удастся применить и к другим вопросам лесной политики.
|