30.12.2004 Учредителями Союза стали лидеры и активисты правозащитных организаций и демократических партий Нижегородской области, последовательно отстаивающих права и свободы граждан.
30.12.2004 С января 2005 года вступит в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Согласно новому закону производители обязаны маркировать продукты питания, содержащие ГМО, вне зависимости от их количества.
30.12.2004 21 декабря 2004 года принят Федеральный закон №172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Законом регулируются правоотношения, возникающие при решении вопросов об изменении целевого назначения земель.
28.12.2004 Киевский эколого-культурный центр и Всеукраинская коалиция "За дикую природу" проводят в мае 2005 года в Киеве очередную Международную школу-семинар по гуманитарной экологии "Прикладные аспекты экологической этики".
27.12.2004 Исполком оргкомитета по созданию общероссийской партии «зеленых» принял заявление по итогам Всероссийского гражданского конгресса «Россия за демократию, против диктатуры!», в котором приняло участие более 1200 представителей общественных организаций бизнеса и ...
24.12.2004 Стартовал проект «Расширение сети трансграничного сотрудничества Россия – Польша», адресованный деятелям неправительственных организаций из России. Его организатор – Фонд польско-чешско-словацкой солидарности, а источник финансирования – National Endowment ...
24.12.2004 Федеральный арбитражный суд Приволжского округа отменил решение Арбитражного суда Ульяновской области и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ульяновской области об удовлетворении иска генерального директора НИИ атомных реакторов Алексея ...
24.12.2004 23-24 декабря в офисе Российского регионального экологического центра (РРЭЦ) состоялось заседание международного экспертного комитета программы малых грантов «Устойчивое развитие прикаспийских сообществ». Координатором программы является Региональный ...
24.12.2004 21 декабря заместителю директора департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды А.М.Амирханову были официально вручены сертификаты ЮНЕСКО о присвоении трём особо охраняемым природным территориям России статуса биосферных резерватов.
24.12.2004 22 декабря Государственная Дума приняла в первом чтении федеральный закон об общественной палате. Идея создания общественной палаты, напомним, была публично высказана президентом Путиным в одном пакете с «контртеррористической» политреформой, изменявшей ...
Административная реформа и международное природоохранное сотрудничество: сухим языком документов
В конце июля текущего года Правительство Российской Федерации своими постановлениями утвердило положения об органах государственной власти, имеющих полномочия в сфере охраны окружающей среды: Министерстве природных ресурсов, Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Редакция бюллетеня публикует выдержки из этих документов, посвященные международному природоохранному сотрудничеству.
Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации
(утверждено постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 №370)
…2. Министерство природных ресурсов Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации…
…5. Министерство природных ресурсов Российской Федерации…
…5.10. Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности…
Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
(утверждено постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 №372)
1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды… обеспечивает в установленной сфере деятельности выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации, в том числе по Конвенции Всемирной метеорологической организации, рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, подписанному в г.Мадриде 4 октября 1991 г.
…3. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации…
…5. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды…
…5.12. Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности…
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования
(утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 №400)
…2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации…
…5. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования…
5.1. осуществляет контроль и надзор:
…5.1.6. за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне…
5.2. выполняет функции:
5.2.1. Административного органа по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб…
…5.14. Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности…
Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
(утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 №401)
…3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации…
…5. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору…
…5.3.1. осуществляет контроль и надзор:
…5.3.1.4. за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии…
…5.3.1.13. за своевременным возвратом облучённых тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Российская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облучённых тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с целью временного технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пределах своей компетенции)…
…5.3.3. выдаёт разрешения:
…5.3.3.6. на трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;
5.3.3.7. на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации ядовитых веществ…
…5.3.10. организует и проводит в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу:
5.3.10.1. проектов правовых актов, международных договоров Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере природопользования), утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации…
…5.3.10.3. технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации, осуществление которых может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе на окружающую среду сопредельных государств…
…5.10. Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности…
Гранты в России: добро пожаловать в ад?
5 августа Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 58666-4 "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах". Несколько абзацев законопроекта касаются налогообложения грантов.
Предлагаемые изменения расширяют перечень областей, в которых гранты не облагаются налогом на прибыль (24%). К уже закрепленным действующим законодательством образованию, конкретным научным исследованиям, культуре, искусству и охране окружающей среды добавлены три дополнительных сферы деятельности. Это - защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, охрана здоровья населения, а также социальное обслуживание малоимущих и социально не защищенных категорий граждан. В случае принятия этого положения законопроекта будет достигнута первая важная победа в сфере налогообложения некоммерческих организаций (НКО) за несколько лет.
Однако, по мнению экспертов ряда некоммерческих организаций (Народная Ассамблея, Независимый экспертно-правовой совет, Национальный антикоррупционный комитет и Международный центр некоммерческого права), отрицательные положения нового законопроекта значительно "перевешивают" его позитивные аспекты и создают тяжелую ситуацию для российских некоммерческих организаций, остающихся зависимыми от получения грантов из-за несправедливого и экономически необоснованного законодательства, ограничивающего их в возможностях получении иных доходов.
Поправками предусмотрено радикальное изменение правового статуса грантодателей - как российских, так и иностранных. Во-первых, в отличие от действующего порядка, не содержащего ограничений для предоставления грантов российскими некоммерческими организациями, в случае принятия поправки они смогут предоставлять гранты только в том случае, если будут включены в перечень, утверждаемый правительством России. В законе отсутствуют какие-либо критерии для включения грантодателей в перечень. Отсутствуют утвержденные процедуры составления и обновления перечня. Для того, чтобы этот перечень начал составляться и вступил в силу, потребуется принятие соответствующего постановления правительства.
Учитывая, что правительство, несмотря на многочисленные обращения, не утверждает и официально не публикует процедур составления такого рода перечней, высока вероятность, что многие российские организации, не зависимые от властей или "не любимые" ими по политическим и иным причинам, не будут включены в указанный перечень. По мнению экспертов, существует реальная опасность произвольного формирования перечня, без учета реальных потребностей общества. Таким образом, усилия НКО и российского бизнеса последних лет, направленные на развитие российской филантропии, благотворительности и на снижение зависимости НКО от иностранных источников, могут быть подорваны.
Во-вторых, иностранный или международный грантодатель, согласно законопроекту, сможет предоставлять не облагаемые налогом на прибыль гранты только в том случае, если грант будет оформлен в Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при правительстве России.
До 2004 года этим занимались две отдельные комиссии, существовавшие с 1999 года. Комиссия по вопросам международной технической помощи утверждала крупные программы технической помощи, в основном правительственные. Иностранные и международные организации предоставляют в России тысячи грантов, в том числе совсем небольших, и оформление этих грантов в единственной на всю страну Комиссии при Правительстве РФ может затянуться на многие месяцы. Длительность оформления разрушит нормальное планирование деятельности НКО-получателей грантов.
Более того, если Комиссия будет применять к регистрации грантов требования Закона о зарубежной безвозмездной помощи от 1999 года, грантодатель должен будет представить в Комиссию письмо администрации того города или региона, где должен реализовываться проект, о ее согласии контролировать целевое использование средств по грантовому проекту. По мнению представителей НКО, таким образом организации и их проекты ставятся в политическую зависимость от воли чиновника, который может отказаться подписывать такую бумагу из политических или иных соображений.
Не исключено, что многие иностранные доноры посчитают это требование политическим контролем и откажутся обращаться в комиссию. В результате высока вероятность того, что они прекратят выделять гранты в России, так как они не имеют права по своим уставам и законам своих стран разрешить облагать свои гранты налогом на прибыль.
Также, в отличие от действующего законодательства, иностранные физические лица, согласно законопроекту, лишаются права предоставлять гранты.
По мнению представителей НКО, эти меры представляют собой установление нового, по сути политического, контроля государства за российскими и иностранными грантодающими организациями и за гражданским обществом в целом, поскольку в таком подходе к налогообложению грантов невозможно выявить экономического смысла: если программы в названных областях деятельности признаются государством заслуживающими поддержки в виде освобождения от налога и при условии, что средства на программу использованы по назначению, с экономической точки зрения безразлично, кем эти средства предоставлены.
НКО, проводившие экспертизу законопроекта, составили проекты писем на имя председателя Государственной Думы Б.Грызлова и председателя Комитета Думы по бюджету и налогам Ю.Васильева, которые подписали и отправили председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ Э.Памфилова и Уполномоченный по правам человека В.Лукин.
Были также подготовлены поправки в законопроект, суть которых - поддержать положение, расширяющее сферы деятельности, финансируемые грантами, и исключить положения о новых требованиях к российским и зарубежным грантодателям.
Законопроект должен рассматриваться во втором и третьем чтениях осенью текущего года.
Компонент ВЕКЦА Водной инициативы ЕС на Всемирной водной неделе в Стокгольме
Всемирная водная неделя и 14-й Стокгольмский водный симпозиум прошли с 16 по 20 августа. Мероприятия сопровождались семинарами, проходившими как до, так и после них в Конференц-центре шведской столицы. Эксперты в самых различных областях, представлявшие бизнес, правительства, водоканалы, научные круги, межправительственные организации и агентства ООН, обсуждали широкий круг важных вопросов, связанных с водным хозяйством и развитием.
Мероприятия стали неотъемлемой частью глобальных усилий, направленных на улучшение среды обитания человека и благополучия планеты. Круг тем, обсуждавшихся на Всемирной водной неделе и восьми сопутствующих практических семинарах был весьма широк - от проблем водоснабжения городов до будущих требований к производству продуктов питания. Помимо этого, пленарные заседания Всемирной водной недели, круглые столы, сопутствующие мероприятия и рекордное количество независимых семинаров - 24 - обеспечивали уверенность в том, что каждый участник недели сможет найти для себя событие по интересам. Всего свыше 50 крупнейших международных организаций выступили организаторами и соорганизаторами мероприятий.
Наиболее важным событием для региона Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА) стала встреча рабочей группы по стратегическому партнерству по воде в целях устойчивого развития в рамках компонента ВЕКЦА Водной инициативы ЕС.
Среди пунктов повестки дня были: оценка «строительных блоков» и рекомендации по дальнейшим действиям, представление и обсуждение круга полномочий рабочей группы по компоненту ВЕКЦА Водной инициативы ЕС и влияние компонента на встречу «Киев+1».
«Строительные блоки» были разделены на категории с целью содействовать дальнейшему определению приоритетов. Основной целью создания таких блоков было предоставление возможности заинтересованным сторонам в рамках инициативы представлять как сами «блоки», отвечающие задачам компонента ВЕКЦА, так и предложения по таким «блокам». Постепенно после разделения представленных «строительных блоков» по степени приоритетности те из них, которые в наибольшей степени соответствуют целям инициативы и в то же время отвечают приоритетам и критериям доноров и международных финансовых институтов, дорабатываются и реализуются, уступая место новым «строительным блокам», и т.д.
На текущий момент существует 73 «строительных блока», находящихся в стадии реализации, и 56 планируемых, которые соответствуют основным целям и задачам компонента ВЕКЦА. 15 из 73 реализуемых «блоков» напрямую поддерживают инвестиции в инфраструктуру, девять - процесс реформ в области городского водоснабжения. Россия является одним из главных бенефициаров в данных двух категориях. Еще 49 проектов поддерживают комплексное управление водными ресурсами. 56 «строительных блоков», планируемых к реализации в регионе ВЕКЦА, включают в себя 28 инвестиционных проектов в поддержку «Целей развития тысячелетия» по воде и санитарии с общим объёмом вложений свыше 1 миллиарда евро. 11 «строительных блоков» направлены на поддержку административных и управленческих реформ, оценку финансовой устойчивости коммунальных служб и охрану здоровья населения. В 17 «блоках» основное внимание уделяется комплексному управлению водными ресурсами, главным образом в рамках бассейновых планов.
На второй встрече высокого уровня по Водной инициативе Европейского Союза - компонент ВЕКЦА Россия назвала своим главным приоритетом исследования в области процедур планирования водопользования. Большинство из 11 предложенных к реализации «строительных блоков», предполагающих крупные инвестиции в городские системы водоснабжения и канализации, представлено Российской Федерацией. Однако в целом ожидается, что объемы помощи России и Украине будут постепенно снижаться, в то время как общий объём финансирования стран ВЕКЦА увеличится, а основными получателями средств станут страны Центральной Азии и Кавказа. Было отмечено, что Россия, Украина и Казахстан существенно продвинулись в достижении «Целей развития тысячелетия» по водоснабжению и санитарии.
Предполагается, что встречи высокого уровня должны будут проводиться один раз в год. Они будут служить форумом для обмена мнениями в области водной политики с участием самого широкого круга заинтересованных сторон: лиц, принимающих решения, экспертов-профессионалов, представителей частного сектора и неправительственных организаций, а также выступать в роли совещательного органа и механизма первичного рассмотрения рабочих программ. Рабочая группа будет отвечать за реализацию региональных планов действий в рамках компонента ВЕКЦА Водной инициативы ЕС путем планирования деятельности и управления компонентом ВЕКЦА, выявления приоритетных направлений деятельности и содействия их осуществлению, а также за обеспечение условий для диалога между различными партнёрами и координацию их работы и создание атмосферы взаимного доверия между заинтересованными сторонами.
Полный отчет о работе компонента ВЕКЦА Водной инициативы ЕС будет представлен на встрече, посвящённой оценке прогресса в реализации Экологической стратегии ВЕКЦА (Киев+1), которая состоится в Тбилиси в октябре 2004 года.
США инициирует партнерство по метану
США инициировали партнерскую инициативу «Метан - на рынки», призванную способствовать сокращению глобальных выбросов метана, а также усилению экономического роста, поощрению энергетической безопасности и улучшению состояния окружающей среды. США выделяют 53 миллиона долларов на ближайшие пять лет для реализации этой инициативы. Присоединиться к инициативе уже согласились Индия, Австралия, Украина, Великобритания, Япония, Мексика и Италия. Со стороны США в партнерстве участвуют Агентство по охране окружающей среды, Государственный департамент, Министерство энергетики и Агентство международного развития.
Инициатива будет поощрять эффективный по затратам и выгодам сбор метана и его использование в качестве источника энергии. Она будет реализовываться в сотрудничестве между развитыми, развивающимися странами и странами с переходной экономикой при заметном участии частного сектора.
Выбросы метана - основного компонента природного газа - составляют около 16% от выбросов парниковых газов в атмосферу антропогенного характера. Потенциал глобального потепления метана в 23 раза превышает аналогичный показатель для углекислого газа. За последние два столетия концентрация метана в атмосфере увеличилась более чем в два раза. Свыше 60% антропогенных эмиссий метана приходится на угольные шахты, свалки и нефтегазораспределительные системы. В глобальном масштабе Китай, Индия, США, Бразилия, Россия и другие страны Евразии ответственны примерно за половину антропогенных выбросов метана в атмосферу. Однако источники выбросов заметно различаются для разных стран. Так, два ключевых источника выбросов метана в Китае - добыча угля и выращивание риса, в то время как в России - утечки из нефте- и газораспределительных систем. Основные источники выбросов метана в Индии - животноводство и производство риса, а в США - полигоны бытовых отходов.
Конкретные технологии и подходы в рамках партнерства отличаются в зависимости от источников выбросов метана. Для угольных шахт это удаление метана до или после начала разработки месторождения, для свалок - сбор и сжигание газа на электростанциях или использование его в качестве топлива. Для нефтегазораспределительных систем предусмотрено три подхода: использование новых технологий или модернизация оборудования с целью уменьшения утечек и фугитивных эмиссий метана, улучшение практики управления и операционных процедур и внедрение новых управленческих методов, которые позволят наиболее полно использовать преимущества новых технологий.
Ожидаемым результатом партнерства является ежегодное снижение выбросов метана на 50 миллионов метрических тонн в углеродном эквиваленте или сбор 14160 миллионов кубометров природного газа. Если эти результаты будут достигнуты, они позволят стабилизировать или даже уменьшить уровень содержания метана в атмосфере, что будет эквивалентно ежегодному исчезновению с трасс 33 миллионов автомобилей, посадке 22260 тысяч гектаров леса или поглощению выбросов пятидесяти 500-мегаваттных электростанций, работающих на угле, и позволит обеспечить теплом 7200 тысяч домашних хозяйств в течение года. Положительными побочными эффектами партнерства должны стать улучшение безопасности в угледобывающей отрасли, сокращение отходов и улучшение качества воздуха. В рамках инициативы также будут предприняты совместные научные исследования, в частности, в области экономически эффективных действий по сокращению выбросов метана в сельском хозяйстве в долгосрочной перспективе.
Предполагается, что страны-участницы партнерства разработают документ, который определит цели, организацию и план действий партнерства. Важнейшими национальными обязательствами для стран-участниц могли бы стать: создание достоверных систем обнаружения и мониторинга выбросов метана на основе существующих, поиск экономически эффективных возможностей использования выбросов метана для производства энергии и выполнение совместных проектов, направленных на реализацию этих возможностей, поддержка разработки согласованных добровольных стандартов, выявление препятствий и улучшение законодательной и нормативной базы, финансовых и институциональных условий с целью создания эффективного рынка энергии и привлечения средств частного сектора в проекты по улавливанию и утилизации метана, а также разработка плана действий по уменьшению эмиссий метана и процедур оценки достигнутого прогресса.
В ноябре 2004 года в Вашингтоне пройдет первое совещание на уровне министров в рамках инициативы. В нем примут участие представители заинтересованных государств, частного сектора, финансовых учреждений и неправительственных организаций.
Федеральное агентство по рыболовству приложит максимум усилий для регулирования промысла путассу
В начале июля 2004 года Всемирный фонд дикой природы направил в адрес российского Федерального агентства по рыболовству обращение Международного Секретариата и национальных организаций WWF стран Европейского Союза, Норвегии и России, выражающее озабоченность ситуацией с промыслом путассу в Северо-Восточной Атлантике, в котором Россия принимает участие.
Путассу (Micromesistius poutassou) - рыба семейства тресковых, широко распространенная в Северной Атлантике. Она достигает высокой численности и эксплуатируется промыслом в Норвежском море, в районе Исландии, у Фарерских, Гебридских островов, Ирландии и в Бискайском заливе. Это далеко мигрирующий вид. Данные о составе популяции, распределении и миграции далеко не полны. Предполагается, что этот вид играет большую роль в пелагической экосистеме одновременно как потребитель мелких животных, обитающих в толще воды, так и кормовая база трески, пикши и морских млекопитающих, таких как киты гринды и обыкновенные дельфины.
В России путассу является одним из самых дешевых рыбных продуктов и, таким, образом, играет немалую роль в обеспечении белковой пищей малоимущих слоев населения.
Европейский Союз, Фарерские острова, Исландия и Норвегия согласились реализовать долгосрочный план управления запасами и промыслом путассу, в соответствии с подходом, основанным на принципе предосторожности и направленным на обеспечение устойчивого промысла и стабильных и высоких уловов в долговременном аспекте. Однако этот план управления так и не был реализован.
Запас продолжает использоваться нерационально, и особое беспокойство вызывает отсутствие согласованного для 2004 года общего допустимого улова. Современные квоты превосходят величину вылова, рекомендованного Международным Советом по исследованию морей (ИКЕС), и, при этом, прибрежные государства и Российская Федерация в одностороннем порядке устанавливают свои нормы вылова без всякого внимания к рекомендациям ИКЕС.
От Федерального агентства по рыболовству получен ответ, в котором представители этого федерального органа подтверждают, что российская сторона разделяет мнение о необходимости принятия действенных международных мер по регулированию промысла путассу и намерена прилагать максимум усилий для решения вопросов регулирования промысла этого вида.